Апгрейд трансмиссии велосипеда
Если Вы вдруг решили избавиться от надоевших и неустраивающих переключателей и манеток и т. д., то сразу приготовьтесь, что «малой кровью» трансмиссию заменить не получится. Это значит, что ее менять надо в комплексе. Прийдется подкопить денег и заменить все, иначе смысла менять компоненты по очереди не имеет смысла.
Апгрейд трансмиссии велосипеда — если трансмиссия на 7 или 8 скоростей, то конечно ее захочется поменять на 9-ти скоростную, о 10-ти скоростной говорить не будем. Трансмиссия на 8 скоростей имеет два недостатка, первый — отсутствие топовых кассет и манеток на 8 скоростей, и второй, следующий из первого — отсутствуют кассеты на пауке, при этом невозможно использовать алюминиевые барабаны, кроме 737 хт или XTR 900-й серии.
Плюсов больше — меньшая цена, в тяжелых условиях лучше работает, меньшее количество закусываний на системе и как правило легче кассеты. Поэтому есть смысл оставаться на 8-ми скоростях, к тому же есть возможность приобрести манетки sram Х-9 на 8 скоростей.
Помимо того, для 8-ми скоростной трансмиссии можно применять не только восьмискоростной, а любой переключатель, так как ему все равно сколько передач переключается — ход троса определяет манетка. Передний переключатель для 9-ти скоростей, имеющий меньшую рамку без проблем работает с широкими 8-ми скоростными цепями.
Как апгрейдить трансмиссию велосипеда
При замене трансмиссии важно правильно выбрать систему, потому что самую важную роль в переключении впереди играет не манетка и не передняя переброска, а именно система, верней звезды системы.
Весь секрет заключается в специальных зацепках на звездах, в доли секунды перебрасывающие цепь на необходимую передачу. кроме Звезды дорогостоящих систем имеют большую жесткость и восьмерку на них вы никогда не поставите, в отличие от звезд ниже Shimano Deore. Систему надо выбрать с интегрированной кареткой, так сразу можно выиграть 250-300 г, у неинтегрированной системы аналогичного класса и получить повышенную жесткость.
Апгрейд трансмиссии велосипеда — не стоит менять передний переключатель на дорогой не заменив систему на более высокий уровень. Ни один XTR не будет хорошо переключать на Torneo, как на системе с нормальными звездами. Выглядеть это будет прикольно, но не это самое плохое — в дешевой системе переход между звездами равняется 10-ти зубъям, а у перебрасывания от Deore и выше переход между 2-й и 3-й звездой равняется 12-ти зубьям и могут возникнуть проблемы с установкой и настройкой. К тому же разница между звездами, по просту не даст XTR продемонстрировать весь свой потенциал.
Для любых условий трансмиссии класса Deore или Deore LX хватит с головой. Делать апгрейд трансмиссии велосипеда необходимо разумно, не допуская перекосов в классе оборудования. Оптимальным вариантом будет ставить все компоненты трансмиссии одной серии.
Напоследок о манетках
У каждого свое мнение, но хочется спеть оду грипшифтам. Какие преимущества? Первое — это вес, грипшифты легче любых MTB манеток, второе — с грипшифтом можно перемотать одним движением руки всю кассету. И третье — левый с микроиндексом грипшифт позволяет катать с перекосами без затираний, что очень важно в гонках. А теория о том, что нельзя на грипшифтах тормозить и переключаться или про случайные переключения, то скорей всего ее надумали те, кто никогда не использовал грипшифт.
Еще посмотреть на эту тему:
Психология апгрейда. Даже при наличии таких непомерных расходов, отдельных владельцев велосипедов нельзя отговорить делать апгрейд своего железного друга и бездумно тратить деньги…
Велокастом. Велокастом – изготовление или переделка велосипеда владельцем или на заказ вручную. От серийного покупного велосипеда отличается наличием оригинальных деталей и…
Вейтвиннерство. Профессиональные гонщики прибегают к облегчению велосипеда для получения максимального спортивного результата. Количество потраченных на это денег не играет большой роли…
Замена системы велосипеда
Современные велосипеды, как показывает практика, весьма подвержены тому, что трансмиссия них очень быстро изнашивается. Вторым элементом по скорости изнашивания после трансмиссии в велосипеде являются тормозные колодки и цепь.
Скорее всего, в трансмиссии подвержены износу цепи, медленнее всего — ведомые звезды и ролики заднего переключателя. Поскольку состояние роликов переключателя не так уж критично, и их можно без труда заменить в любой момент, мы станем обсуждать лишь цепи и звезды.
По мере работы, особенной усиленной, цепь удлиняется. Такой процесс происходит вследствие постоянного износа щечек в зонах соприкосновения с соединительными штифтами, а также из-за износа самих штифтов. Дело в том, что скорость износа цепи постоянна и не меняется в течение всего срока службы. Однако вытянутая цепь начинает быстрее изнашивать звезды. Зависимость такова: чем сильнее вытянута цепь, тем на меньшее число зубьев звезд распределяется нагрузка от растянутой цепи. Как следствие такого процесса — скорость износа зубьев звезд существенно растет, по мере того как растет износ цепи. Существует такая закономерность: даже очень дорогая кассета со слишком уж вытянутой цепью будет работать совсем недолго.
Звезды, которые используются в кассете, изнашиваются быстрее остальных звезд. Для того чтобы выровнять степень износа можно воспользоваться различными передачами. Так, если вы не используете весь диапазон кассеты, то вам, скорее всего, нужно взять вместо кассеты для горного велосипеда взять кассету для шоссейного велосипеда. Кроме всего прочего трансмиссия велосипеда имеет очень не приятную особенность, состоящую в том, что если вы меняете сильно поношенную, однако все еще работающую цепь, на новую цепь, то она может начать проскакивать в некоторых звездах. Как следствие звезды придется либо затачивать, либо менять их целиком. С целью минимизации затрат в замене комплектующих необходимо применить одну из ниже перечисленных стратегий замены элементов трансмиссии.
- 1 Езда до полного износа трансмиссии
- 2 Способ езды в три цепи или круговая замена цепей
- 3 Регулярная замена цепей
- 4 Четкость переключения передач
Езда до полного износа трансмиссии
Этот вариант самый простой. Если вы вовремя не замените цепь, то примерно через 3-5 тысяч километров (в расчете для горных и для гибридных велосипедов) придется менять уже не только цепь, а и кассету, в худшем случае даже звезды системы. Такой способ не является самым дешевым, он очень удобен и не требует постоянной проверки состояния трансмиссии. Таким образом, при обнаружении срывов цепи вы просто меняете и кассету и цепь, и может быть одну-две звезды. Такой способ можно использовать в процессе эксплуатации комбинации дешевых звезд и дорогой цепи.
Способ езды в три цепи или круговая замена цепей
Регулярная замена цепей
Такой способ стоит использовать тогда, когда на велосипеде установлена дорогая кассета с дорогой системой из алюминиевых звезд, которые быстрее изнашиваются, чем стальные звезды. В этом случае звезды стоят намного дороже, чем цепь. А ведь даже самая дорогая цепь горного велосипеда может не пройти и 10 тысяч километров и ее стоит регулярно менять. Таким образом, вам стоит обратить внимание не только на самые дорогие, но и на более дешевые цепи. Так, через каждый 1-2 тысячи километров нужно менять цепь и ставить новую, старую же цепь при этом нужно выбрасывать. Однако самое главное в этом вопросе — это внимательно следить за состоянием цепи и не допускать их критического износа. В этом случае вы потратите дополнительные деньги на цепи, но при этом существенно продлите жизнь кассете (примерно до 15-20 тысяч километров). Алюминиевые же звезды в этом случае могут работать до 8-15 тысяч километров, стальные звезды — еще больше.
Четкость переключения передач
По мере того, как происходит износ кассеты и вытягивается цепь, заметно падает четкость переключения передач. Устанавливая новую цепь и сохраняя, таким образом, кассету в хорошем состоянии велосипед работает четко в течение очень длительного промежутка времени. Скорее всего, в финале вы сможете отделать заменой лишь цепи, кассеты и одной из звезд системы.
В случае своевременной замены цепи второй и третий способ дадут серьезную экономию сравнительно с первым способом. Разница между вторым и третьим способом не велика, но, однако третий способ может давать немного более длинную и четкую работу трансмиссии. С другой стороны первый способ требует постоянного контроля состояния цепи.
Существенно продлить срок службы трансмиссии вашего велосипеда можно, если производить регулярную чистку и смазку цепи. При использовании трансмиссии, состоящей из дорогих комплектующих элементов, срок службы трансмиссии не увеличится, зато уменьшится вес велосипеда и увеличит четкость работы.
MTB трансмиссия — всё, что нужно знать.
Групсет — этот термин зачастую употребляется в контексте трансмиссии велосипеда, в которую входят шатуны, каретка, цепь, передние звезды (как правило, продаются в комплекте с шатунами), задние звезды или кассета (в отдельных случаях комплектуется трещеткой с барабаном), переключатели (или перекидки), манетки (шифтеры). В общем-то и всё. В некоторых случаях в групсет может входить успокоитель цепи.
Мы дали описание наиболее распространенному пониманию термина, в более же широком смысле групсет включает в себя ещё и тормоза. Однако тут мы остановимся именно на элементах трансмиссии и различных функциях, которые предлагают два основных производителя: SRAM и Shimano.
Две этих компании почти полностью захватили рынок MTB трансмиссий, хотя и не весь. В качестве альтернатив есть и другие производители, о продукции которых мы писали, к ним можно отнести TRP, Box и Rotor с их гидравлическими переключателями.
При производстве шоссейных велосипедов все элементы групсета, как правило, подбираются из одной линейки. С MTB велосипедами дела обстоят совершенно иначе. Зачастую на одном велосипеде используют элементы разного уровня, в некоторых случаях даже разных производителей. Так происходит благодаря погоне за снижением общей стоимости байка, ведь для многих покупателей определяющим фактором становится именно цена.
Теперь пройдёмся отдельно по всем компонентам.
Шатуны (система)
В зависимости от уровня и назначения шатуны могут быть самыми разными с применением самых разных материалов и технологий, в народе они часто носят название ”система”. По английски — crankset. Простые изготавливаются из стали под квадратную ось каретки, они же имеют и наибольший вес. Чаще всего такие системы встречаются на дешевых и детских велосипедах.
Далее идёт алюминий. Из него делаются шатуны разного уровня, и он наиболее широко распространен. Частым спутником алюминиевых систем являются некоторые детали из титана в оборудовании высокого уровня.
Топовые комплекты выполняются полностью из карбона. То есть из карбона выполняются сами шатуны и звёзды. Да, даже звезды научились делать из карбона.
А еще бывают шатуны со встроенными измерителями мощности. За мощностью следят профессиональные спортсмены, для которых эти значения важны и позволяют эффективно тренироваться. Кстати, средний велосипедист выдает около 200-300 ватт энергии во время движения, а профессиональные спринтеры на велогонках могут выдавать до 3000 ватт, вот почему у них такие огромные ноги.
Материалы изготовления шатунов и применяемые технологии заслуживают отдельного внимания, а тут мы говорим по большей части об основных особенностях.
Все шатуны можно разделить на три основных группы.
Тройная система 3х
Три звезды (3х) — отживающая себя классика. Самая большая звезда в такой системе насчитывает 42-44 зуба, она позволяет достигать наибольших скоростей и применяется чаще всего на дорогах с хорошим покрытием.
Средняя звезда содержит 32-34 зуба, она чаще всего и используется в повседневном катании, так как имеет наиболее приемлемые передаточные числа, с которыми довольно просто трогаться с места и можно развивать приличную скорость. К тому же эта звезда позволяет переключаться практически по всей кассете с терпимым уровнем перекоса цепи.
Самая маленькая звезда состоит из 22-24 зубов и используется реже остальных. Её передаточные числа позволяют с наименьшими усилиями заезжать на крутые горки.
Тройная система предлагает самый широкий диапазон передач, но попутно имеет и самый высокий показатель перекоса цепи, что негативно сказывается на долговечности всей трансмиссии. Перекос цепи возникает в случаях, когда спереди, к примеру, задействована самая большая звезда, а на кассете средние или самые большие звезды.
Топовые велосипеды на сегодняшний день не комплектуются тройными звёздами. Они также уходят и с велосипедов начального уровня, вытесняемые 1х и 2х системами, которые в последнее время заметно подешевели.
Двойная система 2х
Она заменила собой тройную став самой популярной на MTB велосипедах после выхода на рынок 10-скоростных кассет. Диапазон передач тут меньше, большая звезда насчитывает 34-36 зубцов, а меньшая 22-28. Такое решение уже можно встретить на дорогих велосипедах, однако и его популярность тоже падает.
Одинарная система 1х
Как уже можно было догадаться, конфигурация с одной звездой спереди набирает всё большую популярность. Последние пять лет производители работают над увеличением емкости кассет, чтобы расширить диапазон передач и нивелировать отсутствие дополнительных звезд спереди. Продолжительный период времени 1х трансмиссии встречались только на машинах предназначенных для даунхила, а в этой дисциплине большой диапазон передач ни к чему, куда важнее, чтобы цепь всегда оставалась на звезде.
С запуском компанией SRAM линейки XX1 в исполнении 1х11 и 1х12, конструкции с одной звездой получили наибольшее распространение и стали применяться на велосипедах всех уровней. Конечно, тут надо отдать должное моделям SX Eagle и NX Eagle, которые и пробили дорогу 1х групсетам в мир.
Размер звезды тут может быть самым разным и варьируется от 26 до 38 зубов в зависимости от назначения велосипеда. Однако чаще всего встречаются звезды на 30-32 зуба.
Ключевой особенностью одинарных систем можно обозначить высокие зубы передней звезды без специальных проточек под переключения. Кроме того, такие звезды имеют переменную толщину этих самых зубов, которые соответствуют чередующимся по размерам промежуткам в цепи. Такие звезды называют “narrow-wide”, что дословно можно перевести как “узкий (зуб)-широкий (зуб)”. Все эти особенности направлены на предохранение цепи от спаданий при условии отсутствия переключателя и успокоителя цепи. Такие звезды в народе встречаются под названием “неспадайка”.
Многие велосипедисты переходят с тройных и двойных систем на одинарные из соображений экономии веса и упрощения всего велосипеда. Снятие переднего переключателя, манетки и двух звёзд экономит около 500 грамм веса. Когда это гоночный велосипед с весом около 9 килограмм, то такие перемены весьма ощутимы. Ну, и, разумеется, для новичков упрощенная схема кажется наиболее привлекательной из-за простоты управления.
Каретка
Рамы разных производителей и конструкций строятся вокруг разных кареток. Есть два основных типа — резьбовые, которые просто вкручиваются в раму, и “press-fit”, они просто запрессовываются в посадочные места. Эти два типа делятся на огромное количество разновидностей учитывая особенности рам и условия эксплуатации.
Каретка служит местом размещения подшипников, благодаря которым шатуны имеют возможность беспрепятственно вращаться. Подшипники применяются как насыпные, так и промышленные. Бывают подшипники внутренние (внутри каретки и рамы велосипеда) и выносные (располагаются снаружи рамы). Каретки с насыпными подшипниками могут весить около 300 и более грамм, тогда как с промышленными выносными могут весить всего около 100 грамм.
В общем и целом — в рамках одной статьи охватить все разновидности кареток просто невозможно, так как количество их разнообразия просто поражает.
Кассеты, как и всё выше, бывают разных размеров и выполняются из разных материалов. Выбор кассеты напрямую зависит от стиля катания (к примеру, кросс-кантри или даунхил) и от возможностей вашего кошелька.
Задние звезды могут содержать в себе от 7 до 12 скоростей (только у Rotor есть кассета на 13 скоростей). Чаще всего их характеризуют, указывая количество зубов на самой маленькой и самой большой звездах, например 11-32 или 10-50.
Велосипеды для даунхила обычно оборудуются кассетами с небольшой емкостью передач, а вот кросс-кантрийные часто встречаются с очень ёмкими кассетами, чтобы обеспечить широкий диапазон переключений.
Трансмиссии с одной звездой спереди, как правило, используют в паре с ёмкими кассетами: SRAM предлагает модель Eagle со звездами 10-50 т (11-50 т на SX и NX Eagle), а Shimano предлагает 11-46 т на 11-скоростных SLX и XT, 10-51 т встречаются в последних 12-скоростных XTR, XT и SLX.
Цепи
Уровень групсета и количество передач определяют тип цепи, которая вам нужна. Цепи бывают тоже самыми разными и из разных материалов. Топовые варианты выполняются с полыми пинами и отверстиями в боковых пластинах для облегчения веса, с покрытиями стойкими к коррозии и истиранию. Компании выпускают и маркируют цепи под строго определенное количество передач. Более тонкая цепь для 11-ти скоростей будет плохо работать на кассете с 9-ю звездами и т.д.
Переключатели
Задний переключатель Shimano XTR
Далее коснёмся компонентов, которые перемещают цепь между звёздами. Каждая компания разрабатывает собственный внешний вид, однако принцип работы у всех один и тот же. Классическая схема переключения подразумевает наличие рычага на манетке, которым регулируется натяжение троса. Трос осуществляет перемещение переключателя между звездами.
Передний переключатель SRAM
Однако тросы уже понемногу уходят из топового оборудования. Японцы научились делать электронные перекидки XTR и XT с приставкой Di2, где достаточно нажать кнопку, а все остальные действия выполнит электроника посредствам электрического сервопривода поражая своей скоростью и точностью переключений. В компании SRAM с новой моделью AXS пошли дальше и предложили полностью беспроводное исполнение. Несмотря на наличие моторов и аккумуляторов такие перекидки получаются легче, а их интеллектуальное управление избавляет от необходимости настройки.
Shimano и SRAM имеют некоторые технические различия, но объединяет их эргономика, которая предполагает оперирование обоими рычагами большим пальцем. Ранние модели проектировались под управление указательным и большим пальцем. Теперь же конструкторы позволили райдерам освободить указательный палец от переключений и использовать его для торможения.
SRAM выпускает манетки в двух исполнениях: Trigger и Grip Shift. Триггерные встречаются значительно чаще и говорить о них много не приходится, так как все их видели. Они выполнены с двум рычагами, один из которых повышает передачи, другой понижает. Всё очень просто.
Grip Shift работает как ручка газа на мотоцикле (все же знают, что ручка газа на мотоцикле поворачивается?), повернул — переключился. Система эта уходит в небытие, но ещё встречается на некоторых гоночных ракетах, так как позволяет переключаться в разы быстрее не задерживаясь на каждой передаче, как в триггерном исполнении.
SRAM представила манетку AXS с тремя кнопками, назначения которых настраиваются в специальном приложении компании. Di2 от Shimano спроектирована по такому же принципу, всё настраивается через мобильное приложение.
Di2 от Shimano построена по технологии Synchro Shift, которая одним рычагом управляет сразу и передней и задней перекидками. При воздействии на кнопку компьютер сам подбирает оптимальные передачи на передних и задних звездах, чтобы сохранить каденс относительно постоянным.
Цена/качество
Компоненты разного уровня сильно различаются по цене. Давайте разберемся в преимуществах, за которые люди отдают свои кровные.
Облегченный велосипед легче ускоряется, легче преодолевает подъемы и эффективнее тормозит, чем его тяжелый собрат. Однако ради этих преференций приходится чем-то жертвовать. В данном случае — деньгами. Чем велосипед и его компоненты легче, тем выше их стоимость.
Разница между Shimano, XT и XTR, составляет приблизительно 300 г разница между SRAM XX1 Eagle и X01 Eagle около 46 г.
Облегченные детали всегда находятся в топовой линейке и их стоимость можно объяснить дополнительными или другими тех-процессами на производстве, высокой точностью производства. Кроме того, разработчики не брезгуют применением карбона, титана, легких сплавов алюминия и керамическими компонентами
Долговечность
Выкладывая крупную сумму за топовое оборудование ожидаешь получить ресурс намного больший, чем у моделей уровнем ниже.
Выносливость оборудования растет с ростом цены и это действительно так. Однако дальше придётся оговориться, так как опыт показывает, что модели на ступень ниже топовых обладают ресурсом значительно большим. XT в случае Shimano и XO1 в случае SRAM.
Происходит так потому, что топовое оборудование предназначено для гонок, где ресурс не так важен, как вес велосипеда и преимущества, которые этот вес предоставляет.
Интересная ситуация складывается с цепями и кассетами. Дешевые варианты выполняются из стали, что делает их долгоиграющими, но тяжелыми. Дорогие же цепи и кассеты выполняются из облегченных и более мягких материалов (алюминий и титан), что негативно сказывается на их износостойкости.
Производительность
Кроме снижения веса компонентов, существуют и другие способы повышения производительности и эффективности.
Наиболее заметным является качество и скорость переключения передач. Это способен отметить каждый, даже начинающий, велосипедист. В особенности это касается электронных систем перемены передач, где усилие на рычаге манетки сводится к минимуму, а точность и скорость не идут ни в какое сравнение с ручными вариантами.
Еще одним способом (неочевидным) является повышение жесткости шатунов, благодаря чему растет качество переключений (если не одинарная звезда), увеличивается прочность системы, растет эффективность педалирования.
Дополнительные функции
В дорогих групсетах часто можно встретить нестандартный функционал.
Задние переключатели оснащаются муфтами повышенного трения Shadow Plus у Shimano или Type-2 у SRAM. В обоих компаниях функция доступна со среднего ценового сегмента.
Муфты повышенного трения позволяют сохранять сильное натяжение цепи при движении по пересеченной местности, сохранять в целости перья заднего треугольника, снижают вероятность спадания цепи.
Еще одной особенностью топового оборудование является отсутствие индикаторов переключения передач. Дело в том, что гонщики ориентируются на ощущения и смотреть на индикаторы у них просто даже нет времени. Один взгляд на руль может стоить нескольких секунд на трассе из-за потери концентрации или появления препятствий.
Вот и подошла к концу статья о групсетах для MTB велосипедов. Надо сказать, что по каждому пункту можно рассказать намного больше, однако для начинающего велосипедиста и эта информация станет хорошим началом.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.