Если каретка не выкручивается.
Речь пойдет преимущественно о картриджных (неразборных) каретках.
Возможные проблемы. В основном это касается алюминиевых рам и стальных кареток. Как известно из физики (и химии) алюминий и сталь «любят» друг друга и образуют хорошую электрическую пару, а это значит что между ними возникает некоторая разность потенциалов, что в свою очередь значит, что будет происходить реакция окисления, что вызывает собственно прикипание. Прикипанию и поверхностной коррозии способствует так же грязь, частички воды на поверхностях, мелкая металлическая стружка. Но это все в теории.
На практике ставится задача открутить каретку.
Сразу сделаем несколько замечаний
по этому вопросу:
- Необходимо пользоваться специальным инструментом, желательно не китайцем за 100 р, а более профессиональным типа ParkTool, CrankBros…. Pedros, ну и так далее. Инструмент желательно иметь из закаленной стали. К этому инструменту желательно иметь вороток в виде подходящего накидного или рожкового ключа, разводной не очень хорошо, так как не обеспечивает нормальной поверхности контакта со съемником.
- О прикладываемом усилии: не стоит давить со всей дури огромным рычагом, резьба в кареточном узле все-таки в алюминии, так что ее легко можно срезать, усилие лучше тщательно рассчитать, это приходит с опытом.
- Съемник на каретке лучше закрепить. Я, к примеру, делаю это кареточным болтом через прокладки, просто банально приворачиваю съемник к валу каретки, так он никуда не денется. Меньше вероятности повредить раму, руки, инструмент и мебель, в конце концов.
- Надо помнить что резьбы у чашек каретки отличаются от обычных, по-моему, они левые =), в общем если велик стоит на седле кверху кареткой и Вы смотрите на него со стороны системы откручивать следует по часовой стрелке.
- Я предпочитаю откручивать каретку со снятым задним колесом так проще, а еще на перевернутом велике, тогда можно встать ногами на руль и седло, зафиксировать раму коленом и правильно приложить усилие.
Это все пожелания к съему каретки в обычном порядке.
Что делать если прикипело?
- Ни в коем случае не прикладывать лошадиных усилий, смотри выше про резьбу.
- Перед съемом каретки замочить ее в WD-40, уйат-спирите, либо есть такая жидкость для промывки карбюраторов (она очень эффективно снимает все налеты, нагары накипи и прочие кариесы).
- Если и это не помогло, следует легонько обстучать чашку каретки через съемник молотком, это позволит чуть расшатать окислы в кареточном узле.
- При повороте съемника можно действовать ударно силовым методом, прикладывать усилие на рычаг съемника и легонько стучать по оси каретки через съемник. Это лучше делать вдвоем.
Совсем крайние случаи
Тут может быть особо запущенная каретка, либо каретка вкрученная не по резьбе (такое бывает). Такие случаи решаются либо термическим путем, либо хирургическим вмешательством.
Термический способ. Можно прогреть кареточный узел, как например прогревают автодетали, но следует учесть, что алюминий гораздо нежнее стали в отношении нагрева, поэтому греть надо аккуратно, можно греть водой из чайника, можно строительным феном, можно более радикально паяльной лампой, можно на газу. На нагретом узле надо пытаться отворачивать чашку каретки. Помните, что разогретый алюминий становится гораздо пластичнее и расширяется. Если его не нагревать до одурения, то его прочностные свойства практически не страдают.
Хирургический способ. Снимается, выворачивается съемная чашка картриджа, ну или сам картридж в зависимости от того, что прикипело (как правило, прикипает картридж).
— Если прикипел картридж. Если картридж остался в раме, пытаемся выколотить из него вал внутрь рамы, вал держится на термоусадке в оболочке подшипников. Если каретка старая а подшипники сношенные, то они без проблем разрушаются, и вал вылетает в облаке шариков. После того как вал выбит в раме осталась чашка, тут наступает самое интересное. Чашку надо распилить напополам например надфилем, или полотном от ножовки или электролобзиком. Делать это надо аккуратно дабы не повредить резьбу в раме. Иногда не хватает распила на две части, тогда пилим ее на четыре на 3, 6, 9 и 12 часов по циферблату. Потом выковыриваем останки шилом или отверткой.
Форум —
При откручивании левой чашки каретки-картриджа сломал шлицы
Как поступить дальше — пробовать открутить с другой стороны,попробовать расколоть эту чашку зубилом на куски или в морг (т.е. мастерскую)?
Вынуть надо позарез
P.S. Кстати взвесил раму — 3 кг для хромолевой рамы без баттинга 20» + каретка — это много или нормально?
Вывернуть зубилом. Не вывернется — разбивать. Лень возиться — в мастерскую.
Вес нормальный. Средненькие алюминиевые весят 2200-2500 грамм, хорошие баттированные — 1500-2000 для таких размеров.
Одна из чашек если не ошибаюсь крепится на каретке, кажется как раз левая (может ошибаюсь).
А что шлицов совсем не осталось?
Нет, левая чашка — поддерживающая (правая резьба), а правая — основная (она же сам картридж в случае картриджа, левая резьба).
Почему же. Как раз сейчас занимался выкавыриванием в усмерть прикипевшего картриджа каретки. Левая чашка тоже раскрошилась под ключом. Стал пытаться вывинтить правую — ноль эмоций. Залил Weldtite GPO — жидкостью для отмачивания прикипевших соединений — ноль эмоций. Обстучал по кругу — ноль эмоций. Стал пытаться зарубиться в картридж зубилом — не получается — в аливийный картридж зубило зарубалось, а в деорный не желает, мнется. Подолбил зубилом в шлицы — ноль эмоций. Помогло только прогревание кареточной трубы рамы на газу и последующее выкручивание ключом, причем, сначала весьма медленно, раскачкой по 10 градусов туда-сюда. Только после полуоборота кртридж пошел явно легче. Остатки левой чашки потом легко выковырял отверткой.
Прямо хоть советуй всем при покупке нового велосипеда сразу вывинчивать картридж, пока он не прикипел, и смазывать его резьбу перед вторичной установкой.
На днях снимал картридж со своего велосипеда — второй, смазанный при установке, простоявший год — отвинтился с пол-тыка.
Dertgyry — Закисла прикипела евро каретка. И как я ее вытаскивал )
Добрый вечер ) решил написать пост этот потому, что он, думаю, точно пригодится. Я много писать не люблю. Напишу по сути.
В общем катаю стрит дерт лайт ). На МТБ 26 рама ns suburban. Сломалась евро каретка под 22 ось. Решил поменять. Правая чашечка открутилась очень легко. А вот с левой ничего не получалось обычным ключем. Сразу хочу сказать, что обе чашечки откручиваются по направлению движения шатунов. То есть куда крутятся шатуны в ту сторону и откручиваются чашечки. Стал читать разные темы про прикипевшую каретку и толком ниче не нашел. Залил сначала каретку ВД 40. на час где-то. Попробовал снова газовым ключом, опять та же беда-не в какую не крутится. Потом решил залить тормозухой DOT 4. И оставил на пол дня. Вечером стал крутить — не получалось.
Тогда нашел трубу прикрепил ее к газовому ключу и приложил усилие ) и тут бац, я срываю шайбу которая крепится к чашечке. ((( тут я подумал что все, раму придется выбросить. Но не стал расстраиваться -раз выкидывать, то попробую другими способами. Поехал на дачу там у меня есть гигантские тиски зажал там раму взял стамеску и стал выбивать подшипник. Его я выбил сразу. Но стеночка от двух подшипников осталась в чашечке. И это было самое сложное, вытащить стеночки подшипников из чашечки. Стамеской я их разломал и вытащил с трудом. Дальше просунул в отверстие полотно от напильника и потом закрепил его на напильнике. Сделал два надпила в длину чашечки, довольно глубоких, но не доходя до резьбы-надо аккуратно делать. И стамеской выбил этот кусочек. А дальше каретка раскрутилась сама. Вот я обрадовался когда понял что все получилось и вышло ничего не сломать))) поэтому решил написать этот пост. На все про все у меня ушло часа два. Не отчаивайтесь и всегда пробуйте все варианты ))) снизу выложу пару фото.
Всем спасибо. Если что-спрашивайте.