Как заменить трещетку на кассету в велосипеде
Перейти к содержимому

Как заменить трещетку на кассету в велосипеде

  • автор:

Как можно разобрать и снять трещотку на велосипеде

трещотка

Трещотка велосипеда, в народе также известная под названием ореха, — храповой механизм, который позволяет надежно передавать вращающий момент через цепь от педалей и в то же время свободно двигаться накатом без необходимости безостановочно крутить педали. Собран этот механизм как единая часть со втулкой заднего колеса. Состоит, собственно, из самого храповика в виде зубчатого барабана с двумя собачками и неразборной кассеты звездочек.

Нехитрое обслуживание трансмиссии велосипеда сводится к её очистке от грязи и травы, которая забивается между звездочками.

Снять трещотку с велосипеда потребуется в следующих случаях:

  1. Для регулировки затяжки подшипников втулки заднего колеса. Можно ничего не снимать, но с открученной кассетой звездочек намного легче вынуть шарикоподшипники, определить степень износа чашки, смазать узел.
  2. По возможности, чтобы заменить сломанные собачки. Хотя настолько мелкие детали по отдельности не продаются, и чаще всего потребуется покупать весь узел в сборе, но их можно вынуть из старой трещотки. К сожалению, бывают случаи, когда в результате преждевременной кончины собачек барабан со звездочками либо заклинивает, либо он начинает свободно вращаться в обе стороны.
  3. Когда предельно изнашиваются зубья у наименьших звезд или в случае разламывания одной из них.
  4. Для установки спицы во втулку заднего колеса с правой стороны, на замену поломанной.

Инструмент для работы

  1. Съемник трещотки.
  2. Разводной ключ побольше или гаечный ключ, как правило, на 27 мм, но следует учесть, что есть съемники с 24-миллиметровыми гранями. Удобнее будет пользоваться накидным или торцевым ключом, так как на него можно будет давить с максимально возможной силой, не боясь, что он соскочит с граней съемника.
  3. Рожковый ключ на 14 или 15 мм для раскручивания втулки.
  4. Толстая безворсовая тряпка.
  5. Тонкий кернер, если потребуется разобрать «орех».
  6. Молоток никогда не помешает.
  7. Не литиевая смазка. Густое масло, щедро набитое внутрь узла, может стать причиной залипания собачек. После этого педали начинают частенько прокручиваться не только назад, но и вперед.

Отличие трещотки от кассеты

Не стоит путать трещотку для велосипеда с кассетой, ведь они не взаимозаменяемы. В настоящее время первую можно обнаружить только на старых и очень дешевых велосипедах. На современных велосипедах применяется более совершенная деталь, такая как кассета.

Основной недостаток трещотки в её несовместимости с полой осью диаметром в 15 мм нового стандарта QR15. Расшатывающий характер нагрузки от нецентрованных звездочек может стать причиной местного изгиба на полой оси.

строение трещотки

У трещотки наименьшая звезда не бывает меньше, чем с 14-ью зубьями, а её более современная модификация — кассета — может иметь ещё меньшие звездочки, с 11-ью или 12-ью зубьями

На внутренней части трещотки расположены собачки храпового механизма, поверх неё устанавливается внешняя втулка со звездочками. Роль гайки, удерживающей эти две части, выполняет конус, являющийся рабочей поверхностью для шарикоподшипника. Внутри находятся два насыпных подшипника, каждый из которых собран из одинаковых по размеру шариков.

Скрытая часть трещотки — внутренняя втулка — накручивается на резьбовую часть заднего колеса, и чтобы её снять, потребуется специальный съемник.

Внутренняя втулка

Внутренняя втулка трещотки

Съемник трещотки

При вращении педалей предается довольно большой момент через цепь к оси колеса, в частности, при езде под горку. Точно с такой же силой затягивается внутренняя часть трещоточного механизма по резьбе к втулке заднего колеса.

Всегда, чтобы открутить давно установленный «орех», требуется приличное усилие, которое возможно передать только с помощью подготовленных инструментов. Такими инструментами являются съемник, похожий на втулку со шлицами, и большой гаечный ключ.

Велосипедные съемники

Велосипедные съемники: для трещотки — слева и два разной конструкции, но взаимозаменяемые, для кассеты — справа

Съемник трещотки нельзя заменить похожим, но предназначенным для кассеты приспособлением. Их нельзя путать, так как они имеют абсолютно не совместимые шлицы.

Снятие трещотки с велосипеда

  1. Сначала надо снять заднее колесо.
  2. Вынуть ось из втулки колеса. Некоторые гайки, накрученные на ось, не дают плотно вставить съемник. Но, если съемное приспособление без труда залазит на собранную ось, тогда хорошо бы его закрепить гайкой. Удерживающая гайка не даст съемнику вырваться из зацепления, когда к нему будет приложено максимальное усилие.
  3. Упереть вертикально стоящее колесо в стену. Покрышку не нужно вовсе трогать, поскольку без неё очень легко царапать обод в процессе работы. Да и колесо с надетой резиной гораздо проще удержать.
  4. Вставить съемник в трещалку и самым большим ключом, рывками попытаться скрутить её. Крутить нужно против часовой стрелки, так как резьба, крепящая трещотку к втулке колеса, обычная, правая. Рычаг ключа лучше расположить горизонтально, чтобы можно было давить сверху вниз.
  5. Для того чтобы разделить «орех» на две части, когда потребуется его ремонт, нужно будет взять молоток и кернер. Также, на замену столярному кернеру, можно воспользоваться большим гвоздем или саморезом покрупнее. Разбирается трещоточный механизм путем отворачивания конусной гайки по часовой стрелке, так как резьба у неё обратная, левая.

Как разобрать трещотку, наглядно продемонстрировано в следующем видеоролике:

Откручивание прикипевшей трещотки

Бывает так, что не хватает усилия, чтобы сорвать намертво затянутую на протяжении нескольких лет трещалку. В этом случае поможет удлинение рычага ключа.

У многих в гараже найдется железная труба или пруток длиной около 60 см. Далее можно просто надеть эту трубу на ручку разводного ключа или зуб рожкового инструмента или поступить по-хитрому и собрать двухплечевой рычаг.

  1. Взять пару коротких, длиною в 6–8 см болтов М8 или М10 и подобрать две соответствующие гаечки к ним.
  2. Один из болтов вставить в отверстие съемника трещотки, а другой продеть через отверстие в ручке разводного ключа. Эти болты следует прихватить гайками, чтобы удержать их на своих местах.
  3. Вставляем трубу между двумя болтами: установленного в своё место съемника и надетого на него разводного ключа. Теперь остается только надавить на получившийся рычаг вниз, чтобы сорвать трещотку.

Обычно с рычагом от 50 до 60 см любая трещалка откручивается практически одним движением.

Замена трещотки на кассету: как произвести замену

Устройство любого велосипеда считается довольно простым и понятным. Но иногда опытные велосипедисты предпочитают заменять то или иное навесное оборудование. Поэтому нередко выполняется замена трещотки на кассету велосипеда, что позволяет улучшить качество езды. Процесс может реализоваться своими руками, если изучить его основные правила и нюансы.

Замена трещотки

Причины неполадок

Трещотки монтируются на многоскоростных моделях велика. С помощью специальной собачки гарантируется соединение с храповым механизмом, располагающимся на заднем колесе. Во время езды и торможения трещоточный механизм немного скрипит и трещит. Если звук отсутствует, то это говорит о том, что трещотка тянет во время езды цепь вхолостую. Это свидетельствует о неправильном функционировании пружинки, выталкивающей собачку.

Обычно к основным причинам поломки трещотки относится:

  • отсутствие смазки;
  • использование слишком густых смазочных материалов;
  • нарушение целостности собачки;
  • истирание пружины;
  • загрязнение механизма.

При таких условиях целесообразна замена трещотки на кассету. Если на собачке обнаруживается скол, то его можно отремонтировать, но если нарушается целостность посадочного механизма, то придется его полностью заменять. Трещотка уступает аналогу по разным характеристикам, к которым относится надежность и долговечность.

Процесс демонтажа

Снятие трещотки требуется в разных ситуациях, к которым относится необходимость обслуживания, ремонта или замены. Процедура выполняется, если сильно изнашиваются зубья звездочек. Многие трещотки – это неразборные механизмы, поэтому в них не получится заменить только одну или несколько звезд. Они присоединяются с помощью сварки, а не каких-либо крепежных элементов.

Внимание! Обязательно демонтируется трещотка, если во время плавного прокручивания педалей наблюдается их проскакивание.

Замена трещотки

Перед тем, как поменять трещотку на кассету, нужно ее правильно снять. Для этого выполняются следующие действия:

  • руками демонтировать изделие практически невозможно, поэтому подготавливается съемник;
  • определяется направление, в котором откручивается гайка, поскольку сильное давление в неправильную сторону становится причиной сворачивания резьбы втулки;
  • за гайкой находится несколько небольших шариков, которые во время демонтажа выпадают, поэтому их нужно найти, аккуратно вытащить и очистить от загрязнений;
  • полученная конструкция очищается от грязи и смазочных материалов, для чего можно пользоваться растворителем;
  • осматриваются звезды, причем если они находятся в хорошем состоянии, то заменяется резьбовое колечко, собачка и пружинка.

После выполнения данного процесса определяется, будет ли устанавливаться новая трещотка или кассета. Каждая разновидность обладает как плюсами, так и минусами. Поэтому трудно сказать, что лучше: трещотка или кассета. Каждый владелец байка принимает самостоятельное решение. Но обычно опытные велосипедисты выбирают кассету за счет ее многочисленных плюсов.

Особенности и разновидности

Перед установкой нового изделия рекомендуется разобраться, чем кассета отличается от трещотки, каковы ее характеристики, а также какой вид будет монтироваться. Внутри барабана находится храповик, а звездочки прикрепляются шлицами. Поэтому невозможно заменить детали без покупки новой втулки. В кассете подшипники располагаются на равном расстоянии от оси, поэтому обеспечивается равномерное воздействие.

К основным разновидностям относится:

  • Спейсерная. Она состоит из звезд, между которыми располагаются проставки из пластика оптимальной толщины. Именно такие спейсеры гарантируют поддержание нужного расстояния. Звездочки по-отдельности фиксируются к барабану щлицами. Во время езды возникающая нагрузка передается барабану, что считается значимым минусом детали.
  • На пауке. Деталь похожа на паука, причем на каждой лапке, похожей не лесенки, находится крепление для звезд подходящего размера. Конструкция является полой, а также для ее создания применяется алюминий. К основным плюсам относится небольшая масса, а также такая кассета идеально подходит для алюминиевых барабанов. Но если планируются существенные нагрузки, то алюминий может с ними не справиться, поэтому он гнется и деформируется.
  • Блочная. Конструкция состоит из нескольких пауков, причем на них надеваются звездочки среднего или большого диаметра. Маленькие звезды фиксируются непосредственно на барабанный шлиц. Благодаря такому устройству не возникает сложностей для замены мелких элементов при их повреждении или износе.
  • Цельнофрезерованные. Они в заводских условиях формируются в качестве целостного блока. Звезда, располагающаяся внизу, выступает в качестве барабанного шлица. Такое изделие отличается высокой прочностью, небольшой массой и отсутствием лишних креплений. Но значимым минусом считается высокая стоимость.

Внимание! Каждый велосипедист должен знать, как отличить кассету от трещотки, чтобы выбрать для своего байка подходящий вариант.

Плюсы

Чтобы понять, что лучше: кассета или трещотка, рекомендуется оценить положительные параметры каждого варианта. Правильный выбор гарантирует комфортность езды на велосипеде. К плюсам установки кассеты относится:

  • наличие большого количества звезд, причем данный показатель варьируется от 7 до 12;
  • небольшая масса;
  • во время начала поездки обеспечивается небольшой свободный ход;
  • не требуется прикладывать существенные усилия для прокручивания кассеты;
  • на ось не оказывается серьезное воздействие во время катания, поскольку подшипники располагаются симметрично;
  • не требуется частое и дорогостоящее обслуживание;
  • долгий эксплуатационный срок.

Замена трещотки

За счет таких преимуществ велосипедисты часто предпочитают ставить именно кассеты.

Разница между изделиями

Рекомендуется изучить, чем отличается кассета от трещотки на велосипеде, чтобы оценить преимущества каждого варианта. К основным отличиям относится:

  • трудно найти подходящую трещотку в магазине;
  • для новых и высокоскоростных моделей велика подходят только качественные кассеты, поскольку они усовершенствованы и удобны для использования;
  • трещотку невозможно установить для оси, обладающей полой плоскостью и диаметром 15 мм;
  • если велосипедист поднимается на горку, то при наличии трещотки повышается нагрузка на цепочку и заднее колесо;
  • кассета считается более долговечной, прочной, легкой и функциональной.

Внимание! Во время замены обязательно используется съемник кассеты и трещотки, поскольку если выбрать другой инструмент, то это приведет к несовместимости шлиц.

Основной недостаток кассеты заключается в высокой стоимости, поэтому для повышения качества и комфортности езды придется заплатить крупную сумму.

Установка кассеты

Если принимается решение заменить трещотку, то нужно правильно смонтировать новое изделие. Процесс делится на последовательные этапы, с которыми справится даже новичок:

  • покупается кассета, которая подходит для имеющейся втулки;
  • изделие надевается на втулку;
  • важно убедиться, что каналы вошли в желобки, что позволит правильно установить конструкцию;
  • большое колесо должно располагаться рядом со спицами;
  • между колесами встраиваются или укладываются шайбы, входящие в комплект с деталью;
  • после сборки проверяется расстояние между колесами, которое должно быть идентичным;
  • маленькое колесо должно немного выступать за втулку, поскольку иначе велик риск не закрепить одну шайбу;
  • монтируется стопорное колесо, которое далее медленно и аккуратно затягивается разводным ключом;
  • устанавливается эксцентрик с пружинами;
  • надевается колесо;
  • проверяется работоспособность оборудования, для чего переключаются передачи.

Замена трещотки

Замена трещотки на кассету обладает многими плюсами, а также может выполняться своими силами.

Заключение

Многие велосипедисты предпочитают вместо трещотки устанавливать кассету. Процесс считается простым и быстрым, а также обладает многими преимуществами. Перед его выполнением рекомендуется оценить характеристики каждого варианта, а также определить их основные отличия. Кассета повышает удобство использования байка за счет долговечности, небольшой массы и функциональности.

Снятие, разборка и установка трещотки на велосипеде

В один прекрасный день приходит время заменить блок ведомых звезд на велосипеде. Я как и многие велосипедисты решил заменить трещотку самостоятельно. Как оказалось, это просто, если купить необходимые инструменты. В этой статье я снял старую трещотку, установил новую и показал, как можно обслужить (смазать) ее.

Снятие трещотки

Чтобы снять трещотку, достаточно иметь специальный съемник. Он выглядит примерно так:

съемник трещотки велосипеда

В моем случае — это съемник трещотки от компании Birzman

Обратите внимание, что на велосипедах бывают кассеты и трещотки. Это разные вещи! Для них нужны разные съемники. Чем отличается трещотка от кассеты — читайте здесь.

Если у вас есть необходимый инструмент, то дальнейшие действия — это дело техники.

Нужно вставить съемник в углубление трещотки и откручивать против часовой стрелки. Тут как раз и могут возникнуть первые трудности, так как съемник требует большого гаечного ключа или головки. Мой съемник откручивается ключом на 21.

Когда я кинулся искать ключ, у меня такого не оказалось. Пришлось проявить смекалку и сходить в машину, где был взят баллонный ключ, который идеально подошел. После чего трещотка была откручена.

снятие трещетки со втулки велосипеда

На фото не видно звезд трещотки, так как я их снял (смотрите ниже как я это сделал). Чтобы снять трещотку, звезды снимать НЕ нужно!

Так как трещотка закручивается при эксплуатации ногами велосипедиста, то часто бывает непросто открутить её обратно. В 80% случаев приходится использовать дополнительный рычаг. Я использую старый подседельный штырь в паре с баллонным ключом.

Разборка трещотки для обслуживания

Иногда меня спрашивают: «Нужно ли обслуживать трещотку?»

Честно скажу, я не вижу в этом никакого смысла, так как, скорее всего, у вас быстрее износятся звезды, чем исчезнет смазка внутри трещотки, плюс в ней достаточно много шариков, которые предательски рассыпаются в разные стороны. Я на своем велосипеде меняю трещотку раз в год, и проезжает она у меня около 3-5 тысяч. За это время я не смазываю внутренние шарики ни разу.

Обслуживать трещотку, скорее всего, потребуется, только если она какая-то редкая или подверглась большим количеством воды.

Как же я разбирал свою трещотку:

Снятие трещотки

Если у вас трещотка, то на ней вы можете увидеть два отверстия. Если таких отверстий нет, то это наверняка кассета. На фото я взял шуруп и вставил его в одно из таких отверстий, эти отверстия нужны, чтобы открутить крышку и добраться до подшипников. Резьба у этой крышки обратная, то есть, чтобы открутить ее, нужно откручивать по часовой стрелке. Я открутил крышку с помощью шурупа и молоточка. Маленькими ударами молоточком — и крышка откручена, сразу под ней вы увидите подшипники. Вот они какие маленькие:

подшипники трещетки

Но это еще не все подшипники. Когда вы начнете поднимать блок звездочек (крышка, которую мы открутили, их держала на месте) посыплются нижние подшипники трещотки, поэтому подготовьте заранее резервуар (тряпку), чтобы шарики не разбежались по полу.

Обратная сторона звездочек трещотки:

Обратная сторона звездочек трещотки

После снятия звезд у вас останется вторая часть трещотки на втулке колеса. Как это выглядит можно увидеть на фото выше, где я писал об откручивании трещотки.

Чтобы, собственно, обслужить трещотку, вам потребуется почистить подшипники и дорожки, по которым они бегают, и нанести новую смазку (я использовал литол 24).

Для переборки трещотки никаких специальных ключей не нужно! Вам потребуется только отвертка (гвоздь) и молоток.

Установка трещотки

установка трещотки

Установить трещотку не составит труда. Берем новую трещотку и накручиваем ее на втулку колеса. Ключом затягивать сильно нет необходимости, в дальнейшем педалями затяните как надо. Предварительно нужно смазать литолом резьбу на втулке и трещотке, чтобы откручивать следующий раз было легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *