Загорелась лампочка с масленкой: сколько можно проехать без последствий для двигателя?
Иногда водители сталкиваются с ситуацией, когда на приборной загорается желтая лампочка, сигнализирующая о недостаточном уровне моторного масла. Обычно эту проблему решают сразу, доливая приобретенное в ближайшем магазине необходимое количество масла. Некоторые автолюбители и вовсе забивают на проблему и продолжают ездить как ни в чем ни бывало. Но долго ли можно так передвигаться и какие будут последствия?
Работа без достаточного количества моторного масла весьма опасна для двигателя. Между деталями цилиндро-поршневой группы появляется повышенное трение и резкий рост температуры, отчего они очень быстро начинают изнашиваться. Особенно опасно масляное голодание для вкладышей, стенок цилиндров и распредвалов.
Однако если загорается предупреждающая желтая лампа недостаточного уровня масла в системе, это еще не повод вставать на месте и вызывать эвакуатор. Сигнал срабатывает в тот момент, когда датчик зафиксировал снижение необходимого количества смазывающей жидкости на 1 л. от минимального.
В некоторых старых автомобилях c несовершенной системой смазки подобное снижение уровня было куда более критичным. При малейшем недостатке смазывающей жидкости она просто переставала нормально разбрызгиваться под действием валов. Поэтому шоферам приходилось постоянно контролировать расход масла и его наличие.
Однако вскоре автомобильные инженеры придумали масляный насос. В современных автомобилях эта деталь бесперебойно поддерживает необходимое давление в системе и прокачивает нужное количество смазки не только к поршням и коленвалу, но и к деталям ГРМ и турбонаддува.
Уровень масла в поддоне картера всегда рассчитывается с запасом. Нужно это для того, чтобы при кренах автомобиля, движении по подъемам и уклонам, не оголялась трубка всасывающего приемника. В противном случае она может вобрать в себя воздух, что чревато локальными перегревами в системе. Поэтому количество масла должно сильно превышать необходимый объем, чтобы предотвратить критическое разбрызгивание и дефицит.
Лампочка же сигнализирует как раз о необходимости пополнить именно этот страховочный объем, дабы не возникло опасности оголения маслоприемника, при этом для стабильной работы мотора нужное количество смазки пока еще есть. Можно тихонько проехать еще пару сотен километров до ближайшего сервиса или магазина с автомаслами.
Однако злоупотреблять поездками с горящим желтым индикатором все же не стоит. С критическим падением уровня масла и всасыванием воздуха в маслоприемник связано гораздо более опасное для двигателя снижение давления в масляной системе.
В нормальных условиях минимальные показатели этого параметра должны равняться 0,8 атм на холостом ходу и 3 — 4,5 атм на максимальной мощности. Если давление ниже, на приборной панели загорается специальный красный индикатор — при этом сигнале двигаться дальше нельзя.
При падении давления ниже минимума возникают частичные разрывы масляной пленки в трущихся деталях, что ведет к их быстрому и интенсивному износу. Дальнейшая езда с горящим красным индикатором может привести к таким поломкам как заклинивание коленвала, поршней или распредвалов, повреждение системы турбонаддува и даже разрушению стенок блока цилиндров.
При загоревшемся красном сигнале падения давления следует немедленно остановиться и вызвать эвакуатор. В противном случае слишком велик риск необратимых повреждений мотора.
Красный индикатор может загореться и при максимальном уровне масла. Однако расслабляться и спокойно продолжать движение в этом случае тоже весьма опасно. В этом случае срабатывание сигнала скорее всего связано с неисправностью масляного насоса — тогда масло просто перестает циркулировать по системе и последствия этого схожи с тем, что происходит при критическом снижении уровня.
Сколько можно ездить, если горит датчик «Проверьте масло» в авто?
Даже если вы ухаживаете за своим автомобилем и регулярно проходите ТО, уровень масла постепенно снижается и через 5 — 7 тысяч км после обращения в автомастерсткую на панели приборов может загореться лампочка в виде масленки. Кто-то сразу едет до ближайшего автомагазина и быстрее доливает масло, а кто-то не обращает на это никакого внимания и продолжает ездить дальше. Какое поведение разумное в этой ситуации?
В авто есть 2 лампочки — желтая говорит о снижении уровня смазки на 1л; красная сигнализирует, что уровень упал критично. Оба датчика работают независимо друг от друга. При эксплуатации автомобиля уровень смазки снижается. Турбомоторы «едят» масло еще больше, чем обычные бензиновые двигатели. Как считают эксперты, если вы ездите спокойно без разгонов, тогда желтый индикатор загорится где-то через 5000 км.
Запрета на езду с желтым знаком нет, трущиеся механизмы при таком уровне масло будут защищены, правда, не стоит запускать ситуацию и при возможности долейте смазку. Разумеется, если забыть про это, после критического снижения уровня смазки начнутся проблемы с мотором. Если уровень упадет еще на пол-литра, тогда начнется масляное голодание, это очень вредно для двигателя. Так что если загорелась желтая масленка, значит можно ездить еще около 200 км и обязательно посетить магазин.
Если загорелась красная лампочка, значит уровень масла резко упал, и смазывающая жидкость не может нормально циркулировать. Так что лучше остановиться и припарковаться и вызвать эвакуатор. Возможно, сломался масляный насос, а это чревато большими проблемами.
Без нужной смазки трущиеся детали могут повредиться. Движок начинает перегреваться, затем шуметь и с жутким шумом выходит из строя. Например, может заклинить распредвал клапанного механизма, загнуть клапаны, разрушиться турбина наддува и т. д. Всё может обернуться капитальным ремонтом двигателя.
Сколько можно ездить с горящим индикатором «проверьте масло»?
Современный автомобиль оборудован многими системами, которые расходуют масло. Даже при спокойной езде его уровень постепенно снижается, и примерно через 5-7 тысяч километров после ТО загорается сигнальная лампочка. Естественно, происходит это всегда в неожиданный момент, под рукой нет доливочной канистры, приходится ехать как есть. Некоторые водители, добравшись до магазина, сразу бегут приобретать новую банку масла. Другие же забывают про желтую лампочку и ездят с ней неделями, пока наконец внутренний голос совести не начнет беспокоить душу и призывать перестать лениться. Оправданны ли эти беспокойства и сколько в действительности можно проехать так без вреда для техники?
Желтая лампа
Нужно отметить, что в автомобиле есть две лампочки-индикатора масла. Одна — желтая — сигнализирует о понижении его уровня примерно на литр. А вторая — красная — оповещает водителя о резком падении давления в системе. Обе лампочки «завязаны» на разные датчики и работают независимо друг от друга. Рассмотрим их назначение более подробно.
При эксплуатации автомобиль потребляет не только топливо, но и масло. Постепенно его уровень снижается в зависимости от конструкции мотора и стиля езды водителя. Идет естественный угар смазывающей жидкости в цилиндрах. Масло испаряется и уходит через выхлопной коллектор в атмосферу.
Для турбированных моторов допускается более высокое потребление масла. При активной езде уходит примерно 1 литр на тысячу километров. Если передвигаться спокойно, без активных разгонов, желтая лампочка зажжется примерно через 5 тыс. км.
Автопроизодители не запрещают ездить с желтой лампой. Масляный насос в принципе обеспечивает нужное давление смазки, его циркуляция не прекращается, и трущиеся механизмы получают защиту. Однако настоятельно рекомендуется не затягивать с доливом и быстрее пополнить уровень масла.
Если не обращать внимания на технику и не восполнять дефицит масла, то после критического снижения могут начаться проблемы с насосом и, как следствие, с самим двигателем. При падении уровня масла еще на пол-литра может начаться так называемое масляное голодание, опасное для мотора. Поэтому после загорания желтой масленки на приборной панели можно проехать примерно 100-200 км перед тем, как отправиться в магазин.
Красный свет — дороги нет
Когда загорается красная лампа, то ездить уже нельзя. Она сигнализирует о падении давления масла и невозможности обеспечить нужную циркуляцию смазывающей жидкости. Лучше найти удобное для остановки место и безопасно припарковать автомобиль.
Резкое падение давления связано с несколькими факторами. Чаще всего это означает, что вышел из строя масляный насос. Его повреждение грозит большими неприятностями, которые не всегда заметны.
Некоторые водители при загорании красной сигнальной лампы открывают капот, вытаскивают щуп и проверяют уровень масла. Он оказывается в норме. Тогда они успокаиваются, заводят мотор и спокойно продолжают движение, посчитав, что лампочка зажглась из-за сбоя в электрике. Однако это большая ошибка. «Масляное голодание» может начаться даже при полном картере.
Причина не в уровне масла, а в прекращении его циркуляции. Грубо говоря, без нужного давления масло перестает прокачиваться по сложным каналам двигателя и застаивается, локально обнажая трущиеся детали. Из-за дефицита смазки при работе они прорывают защитную пленку, начинается поверхностное трение металла о металл, а затем — и повреждение поверхностей.
При продолжении движения мотор сначала перегревается, потом начинает шуметь, а затем моментально выходит из строя с ударами и скрежетом.
Таким образом, может произойти заклинивание распредвала клапанного механизма с последующим загибанием клапанов, разрушение турбины наддува, повреждение коромысел клапанов, а также проворот вкладышей коленвала и даже заклинивание колец в гильзе вплоть до разрушения поршней. Все это оборачивается капитальным ремонтом двигателя.
В общем, с красной лампой не шутят. При ее загорании чаще всего требуется серьезный ремонт мотора. Ну а путь в мастерскую лучше преодолевать на эвакуаторе.
Сколько можно проехать с горящей лампой недостатка масла?
Автомобилисты нередко встречаются с ситуацией, когда в их автомобилях срабатывает желтая лампа недостатка смазывающей жидкости. Некоторые сразу бегут в магазин, покупают небольшую канистру и доливают необходимое количество. Однако многие просто игнорируют предупреждение и продолжают ездить как есть. Как долго можно продолжать так и какой пробег в условиях масляного голодания некритичен для двигателя?
Желтая лампа
Масляное голодание критично для двигателя. Снижается защита трущихся поверхностей, рабочие детали без масляной пленки испытывают повышенный износ. Наиболее опасно масляное голодание для вкладышей и стенок цилиндров, а также для распредвала. Мотор начинает работать на износ. Однако если на приборной панели зажглась желтая лампа понижения уровня масла, это еще не повод вызывать эвакуатор.
Лампа желтого или белого цвета на приборной панели и надпись «Проверьте уровень масла» на экране бортового компьютера означают, что датчик зафиксировал снижение уровня смазывающей жидкости на 1 литр от минимального.
Масло с запасом
Уровень масла в поддоне картера любого автомобиля всегда рассчитывается с запасом. Дело в том, что во время движения под уклон или по крупным неровностям кузов машины кренится и уровень масла в картере меняется. Трубка всасывающего приемника может оголиться и вобрать в систему воздух, что сразу приводит к локальным перегревам. Для предотвращения такого эффекта масла должно быть намного больше требуемого количества, что позволяет предотвратить его критическое разбрызгивание и дефицит.
Поэтому предупреждение о снижении уровня масла в картере не значит, что наблюдается его дефицит в системе смазки. Уровень снизился только в первоначальном резервуаре, и его необходимо пополнить во избежание возможного оголения маслоприемника.
Красная лампа
В исправном двигателе минимальное давление в системе смазки составляет 0,7-0,8 атм на холостом ходу и порядка 3-4,5 атм в режиме максимальной мощности. Оно падает, когда уровень масла опускается ниже критического, и маслоприемник всасывает газы и воздух из картера. Тогда появляются газовые пробки, давление снижается и срабатывает специальный датчик. На щитке приборов в этом случае загорится красная лампочка, запрещающая дальнейшее движение транспортного средства.
При недостаточном давлении масла наступает частичный разрыв масляной пленки в работающих деталях, что ведет к их быстрому износу. Езда с горящей красной лампой может привести к серьезным поломкам, среди которых — заклинивание распредвала клапанного механизма, повреждение турбонаддува, заклинивание коленчатого вала или поршней в цилиндрах в результате резкого роста температуры. В итоге иногда даже происходят разрушения стенок блока цилиндров.
Однако при резкой потере давления масла и активации красной лампы необходимо срочно остановиться и вызвать эвакуатор для транспортировки машины в сервис. Ездить с активированным красным предупреждением нельзя категорически, даже недалеко и недолго, из-за риска необратимых повреждений мотора.
При этом лампа может загораться даже при максимальном уровне масла. Иногда проверка щупом показывает, что жидкости достаточно, и некоторые водители успокаиваются и продолжают движение. Они совершают опасную ошибку, так как вышел из строя масляный насос, давление упало и смазывающая жидкость перестала циркулировать в системе.