Какая резьба на петухе велосипеда
Перейти к содержимому

Какая резьба на петухе велосипеда

  • автор:

Что такое велосипедный петух? | Петух велосипеда: для чего нужен, виды, где купить

Возможно, многие слышали выражение про какого-то «петуха» на велосипеде — речь идет вовсе не о ругательстве или фразеологизме.

Называть эту деталь можно по-разному, суть остается одна:

  • Кронштейн заднего переключателя
  • «Серьга»
  • Сменный крюк
  • Сменный держатель

Велосипедный петух – это кронштейн, к которому крепится задний переключатель передач.

Зачем нужен петух велосипеду?

Главная его задача – предотвратить поломку заднего переключателя при падении. Если удар достаточно сильный – петух попросту сломается, а «перекидка» останется целой. Кронштейн, как правило, стоит недорого, в отличие от переключателя скоростей и заменить его несложно даже своими силами в полевых условиях, что нельзя сказать о замене переключателя.

Какие бывают петухи?

Если коротко ­– они делятся на 2 вида:

  • Съемные
  • Интегрированные (несъемные петухи)

Съемные – чаще применяются на алюминиевых и карбоновых рамах, иногда являются частью съемных дропаутов. Главный плюс – малый вес, берет весь удар на себя, легко заменить, обычно дёшево стоит.

петух велосипеда съемный

Интегрированные – обычно встречаются на стальных/титановых рамах. Преимущество – большая прочность (хотя это одновременно и недостаток, большая вероятность поломать переклюк), можно выпрямлять погнутый петух несколько раз без потери прочности. Главный минус вытекает из плюса – если такой петух сломается, без сварки уже не обойтись.

несъёмный (интегрированный) петух велосипеда

Стандарт Shimano Direct Mount

Существует стандарт петухов и переключателей, которые ввела компания Shimano в 2012 году: Direct Mount ( DM ). Отличаются формой – переключатель расположен ближе к кассете, что теоретически должно лучше сказываться на переключении передач ввиду большей жёсткости и прочности конструкции. Такая конструкция меньше выпирает за пределы рамы, что уменьшает возможность сломать петух. Важно заметить, что не все велосипедные рамы имеют возможность установки DM петуха. Сам переключатель тоже должен обладать возможностью крепления под Direct Mount (практически все современные переключатели Shimano ).

Петухи Shimano Direct Mount

Где купить велосипедный петух?

Лучше всего озаботиться этим вопросом при покупке нового велосипеда в магазине – купить парочку «про запас».

Также можно обратиться к официальному дилеру велосипедов: с большой вероятностью вам помогут

Третий вариант – найти специализированную компанию по изготовлению петухов: гугл знает много таких контор. Если у вас в городе есть велосипедный рынок, можно найти нужных людей там. Петухи для популярных велосипедных моделей скорее всего получится купить из наличия, назвав продавцу точное название модели велосипеда и его год выпуска. Однако, как показывает практика – лучше иметь с собой «образец».

При поломке петуха не спешите его выбрасывать: соберите части, по ним возможно будет изготовить новую деталь.

Чтобы не сломался петух.

Петух (Derailleur hanger) — кронштейн, на который крепится задний переключатель. Его задача — погнуться или даже разорваться, чтобы при ударе по переключателю повреждался именно петух, а не переключатель или рама, которые стоят на порядок дороже.

Петух может быть заменяемым (съемным) или быть частью дропаута рамы (несъемным). На титановых и стальных рамах, как правило, используется несъемный петух, представляющий одно целое с дропаутом. При ударе он, как правило, не ломается, а слегка гнется и впоследствии может быть выправлен в исходное состояние. Если петух все же сломался (при крайне сильном ударе или после нескольких изгибов), его придется приваривать к раме.

На алюминиевые и карбоновые рамы устанавливаются съемные петухи, которые защищают раму от повреждения, принимая нагрузку от удара на себя. Съемные петухи отливаются из алюминиево-магниевого сплава с большим содержанием углерода (по сути силумин), поэтому они легки и хрупки. Конечно, они обладают способностью к изгибу, но при больших нагрузках они просто трескаются и рвутся. Если такой петух был ощутимо погнут, то в нем образуется микротрещина. Если вы даже его выправите, то через некоторое время он все равно сломается из-за остаточных и усталостных нагрузок (в моем случае прошло 2 года при аккуратном катании).

Как не сломать петух

Этим вопросом обычно уже задаются после повреждения последнего. Я же вам предлагаю задуматься сейчас.

Рекомендации, помогающие избегать повреждения петуха:

  1. Ставьте велосипед так, чтобы при малейшем касании он не рухнул на землю/асфальт/бетон. Банальное падение на правый бок и Ваш петух может быть как минимум погнут.
  2. Если кладете велосипед на землю/асфальт/бетон, то привыкните это делать на левый борт. Цепь, переключатели, петух, система и кассета останутся чистыми (это всё же лучше), а главное — здоровыми.
  3. При езде по природе особенно банальным способом поломки становится попадание веток между цепью и роликом. При активном педалировании можно даже не заметить усилия при сворачивании петуха вместе с задним переклюком. Попав в спицы, петух обычно сворачивает переключатель в сторону спиц, который вполне может повредить и спицы.
  4. Бывает, что лужи на дороге забрасывают ветками, либо приходится форсировать завалившийся на дорогу куст/ветки дерева. Попробуйте пройти эти пару метров накатом. Не стоит применять силовое педалирование там, где не явно видна поверхность, по которой вы едите. Проверено годами.
  5. Будьте осторожны при проезде по камням, которые отскакивают в переключатель и, особенно, при проезде по незакрепленным бревенчатым мостикам, где каждое бревно может легко подняться после прохождения переднего колеса и ударить по заднему.
  6. На природе, остановившись на пит-стоп бегло осмотрите состояние трансмиссиина предмет наличия веток и пр. Особенно любят они место между рамкой и роликами лапки заднего переключателя (либо между звездами кассеты).
  7. Если вы ездите с выпрямленным петухом, помните, что это ненадолго. Обзаведитесь новым.
  8. Тщательно настраивайте ограничительные винты заднего переключателя, особенно это касается винта «L» (Low). При переключении на большую звезду кассеты переклюк попадает в спицы, а велосипедист — на новый петух!
  9. Контролируйте состояние цепи, особенно, если вы не раз переклепывали пины. Не помешает максимально укоротить цепь: меньше бряканья, четче работа.
  10. Петух легко ломается при резком торможении в группе. Один тормозит, второй пытается свой тормозной путь направить не в заднее колесо первого, а справа или слева от него. Если справа — прощай, петух.
  11. Приучите членов вашей группы сигнализировать торможение поднятой рукой и стараться не тормозить экстренно + ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ!

Если петух погнулся

Если петух просто погнулся, то можно попробовать его выпрямить. С кривым ездить не следует — вы никогда нормально не настроите задний переключатель.

Но не выгибайте петух, держась за сам переключатель! Если погнете переключатель, то скорее всего не сможете выпрямить и придется покупать новый. Итак, переверните велосипед, снимите колесо, открутите переключатель и вкрутите в петух вместо него ось от задней втулки Shimano (если у вас конечно есть, резьба у нее точно такая же), либо закрепите на его месте металлическую шпильку двумя шайбами и гайками. И, используя как рычаг, добейтесь параллельности петуха байку.

Вам понадобится болт или шпилька М 7-8 не короче 25 мм. Вкрутите ее в петух и закрепите с двух сторон шайбами по-больше и гайками, как на рисунке. Гайки затяните по-лучше, чтобы конструкция не сместилась и не повредила резьбу петуха, когда будете править.

В дропауты (место крепление колеса) положите какой-нибудь ровный предмет, например еще одну шпильку или длинный шестигранный ключ. Когда шпилька, вкрученная в петух, будет параллельна предмету в дропаутах — вы выпрямили петух в горизонтальной плоскости. И проделайте ту же операцию в вертикальной плоскости.

Гнуть необходимо очень плавно и медленно, если вы чувствуете, что металл пошел слишком «мягко» — не продолжайте, петух уже треснул.

Если петух все-таки сломался

Конечно, тут придется его заменять. Именно поэтому я настоятельно рекомендую во всех походах иметь с собой запасной петух. Но часто, его с собой не обнаруживается. Велосипед со сломанным петухом при наличии выжимки цепи превращается в синглспид, а при ее отсутствии — в самокат.

Покупка нового петуха

Оказывается, это большая проблема даже в таком большом городе как Санкт-Петербург. В крупнейших веломагазинах можно найти десяток разновидностей основных производителей таких как Author, GT, Merida, Stark. Да и то, к последним можно найти только к отдельным моделям. Всего же разновидностей петухов около 300.

Каталог основных петухов представлен здесь, для Cube здесь. База петухов в формате PDF.

По телефону вам вряд ли кто-то ответит, есть ли петух в веломагазине к тому или иному байку. Иногда один петух подходит к ряду моделей. В большинстве магазинов продаются noname-петухи, соответственно продавцы не значит о их совместимости с моделями байков. Поэтому обязательно нужно взять с собой в магазин обломки старого петуха. Если вы счастливый обладатель редкой рамы, и в наличии нужного петуха не окажется, то его можно заказать из других городов или из-за границы.

В крайнем случае придется вытачивать петух на заказ.

Вытачивание петуха

Вытачивать петухи под заказ можно по вашему сломанному образцу (лучше) или точным чертежам. Обычно петухи вытачивают из отечественного сплава Д16 АТ или Д16Т (дюраль). Он заметно крепче фирменных «петуховых» сплавов, чаще гнётся и совсем редко ломается. По статистике Titanik’a за 3 года работы по их данным сломано не более 20 петухов и то после жёстких крашей, а произведено было пару сотен.

Если вам предлагают выточить петух из особо прочного или «военного» материала — не соглашайтесь ни в коем случае! Петух должен быть гибким и ломаться — это его работа!

О том, где в Санкт-Петербурге можно купить петухи и у кого заказать их вытачивание, я рассказал в отдельной статье.

Первые проблемы: Сорванная резьба на несъемном петухе

И так первая проблема которая случилась, это немного погнутый петух (такая штука, на которой крепится задний переключатель скоростей). При выпрямлении у меня сорвался инструмент и попал на резьбу петуха, что собственно ее и погубило.

Сорванная резьба на несъемном петухе

Петух я с успехом выпрямил, но вот болт переключателя закручиваться отказывается. Придется проделать операцию по восстановлению петуха, так как он несъёмный и заменить его не получиться.

Что делать чтобы восстановить сорванную резьбу на петухе?

  • Футорка
  • Набор из двух метчиков с резьбой М12 с шагом 1
  • Сверло по металлу простое, диаметром 11 мм

Вообщем будем делать следующее, высверливать сверлом по металлу дырку диаметром 11 мм и с помощью метчиков, в уже высверленной дырке, нарезать резьбу. Далее закрутить в получившуюся резьбу футорку и все, остается прикрутить переключатель.

Разбитые надежды

В итоге после недели поисков нужной футорки я ее не нашел. В магазинах продавцы делали круглые глаза и советовали обратиться к токарю. К токарю я обращаться пока не стал. Но нашел где такая продается, к сожалению это в Германии и доставка от туда стоит 1.5 т.р. Ссылка на футорку в Германии.

Решение проблемы дубль 2

Все таки поучилось решить проблему с сорванной резьбой. Я подобрал болт с внутренней резьбой и обычный болт, так как они меньшего диаметра чем отверстие в петухе, я с их помощью прикрутил к раме переключатель, чтобы переклюк не смешался относительно центра оси я внутрь переключателя вставил гайку (на фото в самом низу), которая имеет меньший диаметр. На фото я сфотографирова три элемента, которые я использовал (на фото не попала только шайба).

болты для крепления переключателя на сорванной резьбе петуха
А вот как выглядит переключатель на велосипеде:
крепление заднего переключателя

Так что все получилось я очень рад, так как это вышло намного дешевле чем покупка футорки и нарезание реьзбы в раме. Хотя продолжу поиски подобной футорки возможно все таки я ее найду. Может быть кто-то мне подскажет, где достать такую в Москве?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *