Виды компрессионных систем в трюковом самокате. Что выбрать?
Статья об основных компрессионных системах в трюковом самокате. Что выбрать?
Начнем с того, что же такое компрессионная система?
Компрессионная система — это та система, которая сжимает вилку и руль вместе.
Существует 5 основных видов компрессионных систем:
1️⃣ Резьба. Вилка держится за счет резьбы и гайки, зажимающей рулевую. Руль зажат хомутом. Эта система устанавливается на очень дешевых самокатах.
Сразу скажем, что мы не рекомендуем выбирать самокаты с такой системой.
Из личного опыта катания рассказываем: каждый день у вас будет раскручиваться эта система и вы будете возить с собой в портфеле огромный гаечный ключ, чтобы её подкручивать.
5️⃣ SCS. Самая надежная и тяжелая компрессия. Хомут держит одновременно вилку и руль. Компрессия зажимается специальным болтом и якорем, установленным в вилке. Руль должен быть без пропила.
Из всего вышеизложенного, мы бы рекомендовали выбирать последние 4 системы (HIC, IHIC, ICS, SCS). Они все надежные и удобные.
Системы компрессии для самокатов
Компрессия — это элемент трюкового самоката , или , скорее всего , система элементов , при помощи которой происходит крепление руля к вилке самоката , прижимая подшипник для исключения люфта . В наше время наиболее популярными считаются четыре системы компрессии :
1 . Резьбовая компрессия
2 . Standart Compression System ( SCS )
3 . Inverted Compression System ( ICS)
4. Hidden Compression System ( HIC )
Первая из вышеперечисленных систем — самая старая , простая и недорогая система . Как правило , в ней стоят шариковые подшипники , снижая при этом надежность и долговечность конструкции . Но иногда производители устанавливают и промышленные подшипники , при этом прочность и надежность не уменьшаются . В резьбовой системе компрессии вилка самоката держится при помощи резьбы и гайки , руль дополнительно еще фиксируется хомутом . Обычно резьбовая система компрессии используется на совсем простых трюковых самокатах для новичков , либо на обычных городских самокатах .
Лидерами продаж в ряду трюковых самокатов с резьбовой системой компрессии являются модели HIPE H-1, Razor Beast, Razor GROM
Купить трюковый самокат HIPE H-1 вы можете ЗДЕСЬ.
Купить трюковый самокат RAZOR BEAST вы можете ЗДЕСЬ.
Купить трюковый самокат RAZOR GROM вы можете ЗДЕСЬ
Standart Compression System ( SCS ) считается наиболее надежной и самой тяжелой . Основными составляющими системы являются вилка с резьбой , либо внутренним якорем , SCS — хомут и компрессионный болт с шайбой . При замене запасных частей или полной сборке самоката обратите внимание на следующий важный момент : для прочного соединения руля хомутом в верхней части необходимо , чтобы в нижней части руля не было пропила . Как правило , все рули под систему SCS уже продаются без пропила . Если же у вас возникла ситуация , что руль с пропилом , а система SCS , то можно либо отрезать данную часть руля , либо в пропилы вставить специальный SCS — адаптер , чтобы при закрычивании хомута в нижней части не образовалась деформация . Так же следует обратить внимание , что существуют SCS — хомуты двух видов :
1 . SCS хомуты только для рулей стандартного диаметра руля ( 31 , 8 мм )
2 . SCS хомуты , подходящие одновременно для нестандартных рулей ( диаметр 34 , 9мм ) и стандартных ( диаметр 31 , 8мм ), при этом для руля с диаметром 31 , 8мм необходима специальная проставка , которая идет в комплекте у большей части хомутов .
Ярким представителем в ряду трюковых самокатов с представленной системой компрессии является модель FOX PRO RAW 03, а так же модели FOX PRO Shark, FOX PRO Judge, FOX PRO Horse.
Купить трюковый самокат FOX PRO RAW 03 вы можете ЗДЕСЬ .
Третья из представленных систем, ICS, была очень популярна ранее, сейчас ее активно вытесняют с рынка другие системы компрессии. Главное достоинство этой системы в том, что она обладает небольшим весом, из основных недостатков стоит отметить, что ее периодически надо подтягивать, снимая при этом переднее колесо. Основными составляющими представленной системы являются безрезьбовая вилка с внутренним отверстием, болт, руль с установленной внутри «ромашкой» и непосредственно самого хомута. «Ромашка» может быть уже установлена от производителя, иначе ее необходимо купить и вбивать во внутрь руля самостоятельно. Часть моделей имеет укороченный компрессионный болт, для его закручивания необходим специальный инструмент.
И, в заключении, система HIC. самая массовая в наше время. В ее состав входит сама вилка, специальная проставка, болт, хомут и «якорь» во внутренней части вилки, компрессия удерживается за счет болта, вкрученного в «якорь» в вилке. В сравнении с системой SCS ее вес значительно ниже при равной надежности. Следует обратить внимание на то, что система HIC делится на два типа:
Единственное отличие этих двух подсистем в том, что они используются для рулей разного диаметра, HIC для рулей диаметра 34,9мм, IHC для рулей диаметра 31,8мм.
Одна из популярных моделей с системой HIC трюковой самокат LIMIT LMT 01, так же следует отметить среди новинок в России модели FOX PRO Luck,
Как выбрать надежный трюковый самокат или все, что нужно знать о системах компрессии
При выборе самоката принято обращать внимание на максимальные нагрузки, то есть вес пользователя, который он выдержит, высоту расположения руля, материалы изготовления или даже класс подшипников в колесах. Но когда речь идет о трюковых моделях, где общие требования к надежности и износоустойчивости «на максималках», опытные райдеры всегда интересуются видом используемой компрессии. Для новичка это лишь аббревиатура из трех английских букв, причем некоторые из них повторяются, что только добавляет путаницы. Чтобы ее избежать, мы расскажем вам, что такое компрессия, какие виды систем встречаются и какому варианту стоит отдать предпочтение.
Что такое компрессия?
В трюковом самокате системой компрессии называют совокупность деталей, с помощью которых руль фиксируется к вилке и сжимает подшипник, расположенный в деке (в так называемом рулевом стакане или просто рулевой).
Для лучшего понимания следует хотя бы в общих чертах разбираться в конструкции самоката:
![]() |
Конструктивные элементы трюкового самоката. |
Так, спереди дека переходит в рулевую (или рулевой стакан). Внутри нее располагаются подшипники, которые отвечают за передачу вращения с руля. Снизу сквозь подшипники проходит вилка, сжимая их, чтобы исключить люфты, но и не мешать плавному вращению. Сверху к вилке присоединяется рулевая стойка. Собственно для объединения всех этих компонентов (рамы, вилки и руля) в одной целое и нужна система компрессии.
Она непосредственно влияет на надежность, износоустойчивость и общий вес самоката, а также плавность и скорость вращения руля. Последний аспект не менее важен, чем общая надежность, ведь в трюковом самокате рулевая стойка обязательно вращается на 360 градусов, а эта особенность используется при выполнении большинства трюков. Частые вращения не должны приводить к расшатанности, скрипам или хрусту в рулевой стойке.
Иногда компрессию отождествляют с хомутом, то есть зажимом на болтах. Но это лишь одна из деталей системы, расположенная снаружи рулевой стойки.
![]() |
Хомут самоката на 2 болтах. |
Хомут зажимает руль и вилку на самокате, а внутри скрытыми от взора остаются другие элементы компрессии, в том числе болты с шайбами, компрессионные колбы, ромашки, кольца против люфта и прочие соединительные компоненты.
Компрессионная система считается расходным материалом, который по истечению срока службы нуждается в замене. Но, во-первых, у разных видов компрессии отличается уровень надежности и общая долговечность. Во-вторых, продлить рабочий ресурс установленной у вас системы позволяет техническое обслуживание (подтягивание ослабленных болтов, смазка рулевых подшипников и т.д.). С помощью такого сервиса можно замедлить скорость износа. Но если даже после обслуживания люфты и/или скрипы в руле остаются, то рекомендуется замена компрессии.
Сегодня в спортивных самокатах применяют 5 видов компрессии, а именно:
- резьбовую;
- ICS;
- SCS;
- HIC;
- IHC.
Разберем особенности каждой системы подробнее.
Резьбовая компрессия
Это наиболее простая и доступная система. Вилка здесь предусматривает резьбу и фиксируется на гайки. Руль держится за счет хомута. Еще одной характерной особенностью данной компрессии зачастую является применение не интегрированных (то есть не герметичных) подшипников, тогда как в других системах применяются интегрированные (закрытые). Последние не требуют смазки и меньше подвержены износу, поскольку на них не попадает пыль, грязь, влага.
![]() |
Резьбовая компрессия проста и доступна, но не очень надежна. |
Используется резьбовая компрессия на бюджетных трюковых моделях, а также на классических самокатах. Основой плюс — доступность. Но минусов больше:
- невысокая надежность из-за наличия резьбы;
- склонность к ослаблению фиксации и появлению люфтов;
- сложность обслуживания (как правило, требуется не только подтяжка гаек, но и смазка подшипников). Правда, аналогичная система часто применяется на велосипедах, так что если вы разобрались с ней там, то особых трудностей на самокате тоже не будет.
Резьбовую систему стоит рассматривать только новичкам и то, если вы еще не уверены в том, что трюковое катание — это ваше.
Компрессия ICS
Это одна из самых легких систем, которая была достаточно популярной и активно используемой раньше, но сейчас вытесняется конкурентами.
![]() |
Компрессия ICS максимально легкая. |
Такая компрессия в плане надежности лучше, чем резьбовая. Здесь используются интегрированные подшипники и вилка со специальным установочным отверстием под болт, а в руле расположен специальный якорный крепеж — «ромашка», позволяющая соединить в одно целое все элементы. С наружной стороны фиксируется хомут, зажимающий рулевую стойку и поддерживающий компрессию.
ICS — это сокращение от Inverted Compression System, что переводится как перевернутая система. Соответственно и первичное соединение, и затягивание компрессионного болта (а он тут периодически ослабляется) осуществляется снизу. Для этого придется снимать переднее колесо, что увеличивает трудоемкость обслуживания. К тому же в некоторых моделях компрессионный болт укороченный, так что для удобного доступа к нему потребуется удлиненный шестигранник.
Самокаты с ICS отличаются небольшим весом, благодаря чему подходят ценителям паркового стиля катания — для выполнения трюков на специальных рампах, разгонках и т.д. Стоит учитывать, что популярность этой компрессии снижается, а значит поиски запчастей или новой системы целиком могут стать проблемой.
Компрессия SCS
Такая система считается наиболее надежной и долговечной сегодня, но в то же время и самой увесистой (тяжелой).
![]() |
Компрессия SCS является символом надежности для трюковых самокатов. |
Эта компрессия включает в себя:
- интегрированные подшипники;
- вилку с резьбой или даже встроенным якорем;
- крепежный болт с «блинчиком» (шайбой, увеличивающей опорную поверхность). Фиксирует рулевую стойку с вилкой;
- специальный SCS-хомут. От тут держит и руль, и вилку, что повышает общую надежность.
Еще одним важным отличием Standart Compression System выступает использование рулей без пропила. Получается, что рулевая стойка лишена одного из самых хрупких элементов, соответственно риски трещин, деформаций или разлома здесь минимальны.
При поисках запчастей для SCS нужно учитывать, что встречаются разные зажимы по диаметру. Стандартные хомуты рассчитаны на рули с диаметром 34.9 мм (oversized) и 31.9 мм (standard), поскольку комплектуются специальной проставкой для увеличения толщины. Также встречаются облегченные зажимы SCS, которые подходят исключительно для стандартных рулей 31.9 мм.
Самокаты с SCS рекомендованы опытным райдерам и всем тем, кто рассчитывает на надежного «долгожителя». Такая компрессия лучше других выдерживает «мясное» стритовое катание: трюковую езду в различных городских локациях, вроде ступенек, бордюров, перил, уличных парапетов и т.д. Правда, и стоят самокаты с SCS, как правило, дороже аналогов.
Компрессии HIC и IHC
Эти две системы целесообразно рассматривать вместе, так как принцип соединения вилки и руля у них идентичен. Они являются самыми распространенными сегодня, поскольку представляют собой гибрид наиболее надежной SCS и самой легкой ICS.
![]() |
Компрессии HIC и IHC предлагают неплохой баланс надежности, веса и цены. |
Отличия кроются лишь в диаметрах рулевых стоек. Так, HIC предназначается для рулей oversized (диаметр 34.9 мм), а IHC — для стальных standard (31.9-миллиметровых) и алюминиевых oversized alloy с таким же внутренним диаметром.
Компрессии предусматривают специальные вилки, ответственные за сжатие интегрированных подшипников. Еще одна характерная деталь — специальная проставка (она отмечена желтым цветом на картинке выше), компенсирующая нехватку диаметра вилки. Хомут компрессии удерживает проставку и руль.
В плане надежности HIC и IHC совсем не много уступают SCS из-за наличия пропила на руле и чаще всего не такого массивного хомута. Но обе системы легче. А к другим плюсам относится легкая установка и обслуживание, вариативность доступных запчастей, в особенности разных хомутов.
Самокаты с HIC можно считать универсальными: подходят для любых стилей катания и райдеров с разным опытом. Модели с IHC зачастую еще легче (так как используется руль и вилка меньшего диаметра), но из-за этого слегка страдает и общая прочность.
Хомут и количество болтов на нем
Не все производители трюковых самокатов изначально информируют покупателей об используемой системе компрессии. В такой ситуации хотя бы предположить ее вид без разборки можно по установленному здесь хомуту и числу болтов для фиксации. Вот несколько базовых правил:
- один болт чаще всего присутствует на простейших резьбовых компрессиях;
- хомут с двумя болтами могут иметь системы ICS (у них в большинстве случаев именно 2-болтовые зажимы), а также HIC и IHC.
- самокат с 4 болтами чаще всего имеет компрессию SCS. Так, у этой системы всегда предусмотрен 4-болтовой зажим. Правда, столько же болтов могут иметь и хомуты от HIC и IHC;
- самыми «непредсказуемыми» в данном аспекте являются компрессии IHC и HIC. Они могут комплектоваться как облегченными зажимами с одним или двумя болтами, так и более надежными, на 3, 4 или даже 5. Но чаще всего изначально производители самокатов комплектуют эти системы двух- или трехболтовыми хомутами.
Сами зажимы, как правило, выполняются из алюминия, а болты — из стали с головками под шестигранник. И чем выше качество используемых материалов и подгонка деталей друг под друга, тем лучше будет опыт езды райдера.
Также прямая взаимосвязь имеется между количеством точек крепления на хомуте и надежностью. Чем больше болтов, тем реже нужна будет подтяжка компрессии, дольше можно кататься без появления характерного расшатывания в рулевой стойке, ниже риски трещин, изломов и т.д. Но учтите, что каждый дополнительный болт увеличивают итоговый вес самоката приблизительно на 100 – 150 грамм.
![]() |
Зажим на 4 болтах. |
Если вы цените легкость, то оптимальным выбором будут версии с 2-болтовыми зажимами. Когда в приоритете высокая надежность и легкость обслуживания, то стоит рассматривать модели с хомутами на 3 – 5 болтов. Но даже тут особняком стоят 4-болтовые зажимы SCS. Их конструкция предполагает деление внутренней полости на две части. Верхняя фиксирует рулевую стойку, а нижняя — вилку. В результате нагрузки распределяются более равномерно, плюс не требуются пропилы на руле.
В завершении отметим, что в нашем общем каталоге для удобного поиска подходящего трюкового самоката вы можете отсортировать модели по виду компрессии и/или количеству болтов на хомуте.