Что такое VANOS на BMW
В этой статье мы расскажем, что такое VANOS на BMW, для чего он нужен, и какие проблемы с ним могут быть связаны. Это одно из тех неординарных технических решений, что придают баварским автомобилям такой строптивый, агрессивный характер. Почитать о ВАНОСе полезно всем автолюбителям, а уж для поклонников BMW это обязательное знание. Учитывая те неприятности, которые таит эта относительно небольшая часть двигателя.
Что такое VANOS в двигателе
Как выглядит VANOS на двигателе BMW.
Это электромеханическое устройство, которое стыкуется с газораспределительной системой двигателя. Нетрудно догадаться, что ВАНОС и нужен для того, чтобы управлять газораспределительными фазами — так достигается большая эффективность работы мотора. Вот чем он полезен:
- ощутимо уменьшается расход топлива в крейсерском (среднем) диапазоне оборотов;
- отработанные газы становятся чище, токсичных веществ в них меньше;
- двигатель очень стойко работает на холостых оборотах даже при низких температурах;
- график роста мощности в зависимости от оборотов становится более плавным;
- на средних оборотах достигается максимальный крутящий момент;
- при высоких оборотах добавляется изрядное количество мощности.
VANOS впервые появился в середине 90-х годов на модели BMW 5 серии, и с тех пор несколько раз совершенствовался. Сейчас на всех двигателях BMW установлена система ВАНОС 4 поколения, которая отличается шестерёнчатой системой регулирования распредвалов.
Как работает VANOS
Соленоид VANOS открывается и позволяет сдвинуть вал.
Конструкция блока VANOS относительно нехитрая: есть масляные поршни, управляемые электронным блоком, которые воздействуют на газораспределительные валы и изменяют их положение в ту или другую сторону. Соответственно этим изменениям, меняются фазы газораспределения на 6° опережения или запаздывания. То есть, клапаны начинают открываться или несколько раньше, или несколько позже, нежели в изначальном положении валов.
Первые версии системы назывались Single VANOS — регулировалось положение только впускного распределительного вала, а фазы впуска изменялись дискретно, т.е. скачками. На более новых (начиная с конца 90-х годов) BMW используется уже Double VANOS. Здесь регулируются фазы и впуска, и выпуска, и регулировка происходит плавно, без рывков. Дополнительно к ВАНОСу ещё устанавливается Valvetronic — электронная система регулировки длины хода клапанов. Схема работы VANOS примерно следующая:
- После запуска двигателя VANOS работает в специальном режиме, чтобы уменьшить время прогрева мотора и каталитического нейтрализатора.
- С достижением рабочей температуры активируется стандартный режим низких оборотов — клапаны открываются с некоторой задержкой, чтобы двигатель работал стабильнее и выдавал больше мощности.
- По мере роста оборотов клапаны открываются всё раньше и раньше, пока на крейсерском уровне не уходят «в минус», как результат — максимум крутящего момента и ещё немного сверху. Плюс экономия топлива за счёт дожигания выхлопных газов.
- Дальнейшая акселерация снова увеличивает задержки, и на высоких оборотах двигателя фазы снова становятся запаздывающими, как при низких оборотах (но не совсем).
Читайте также: Что такое ГРМ в автомобиле и как она работает.
Плюсы и минусы VANOS
Что и говорить, система получилась очень удачной с точки зрения выжима из двигателя максимума потенциала, а также экономичности и экологичности его работы. Но, как это часто бывает, жирные плюсы обернулись не менее внушительными минусами. ВАНОС серьёзно снижает надёжность и долговечность двигателя. При этом решение проблем, связанных с этой системой, влетает в копеечку.
Разрушение уплотнительных колец
Слабейшее место — уплотнительные кольца масляных поршней, что регулируют положение распредвалов. Высокие температуры и агрессивная химия разрушают резиновый материал этих колец. Двигатель словно теряет силы, требуя для выдачи определённой мощности всё более высоких оборотов. И что самое неприятное — BMW не меняет эти кольца отдельно, только узел VANOS полностью. Приходится искать альтернативы и обращаться к неофициальным СТО.
Износ шайб и подшипников
И снова масляные поршни — их подшипники и шайбы изготовляются не из самого прочного металла, так что со временем блок ВАНОС начинает хуже исполнять свои обязанности. Плюс к звуку работы двигателя примешивается неприятный, резкий металлический шум. И снова BMW не предлагает никаких отдельных подшипников! Поэтому тем, кто не желает выложить за новый блок несколько десятков тысяч рублей, стоит заказать их у сторонних производителей.
Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях
При агрессивном стиле езды, загрязнениях в масле и бензине, и просто достаточно большом пробеге можно наткнуться на проблемы с деформацией металлических частей блока. На лицевой кромке масляных поршней или газораспределительных валов появляются сколы и задиры. Это приводит к просадкам мощности и крутящего момента, провалам холостого хода, изменению звука работы мотора.
Схожие негативные эффекты вызываются и отложением загрязнений на рабочих механизмах блока VANOS. Ещё вариант: нарушения целостности электропроводки — банально оборвался или отсоединился провод. К счастью, такие проблемы несложно решить даже в гаражных условиях, предварительно ознакомившись с точными инструкциями.
Читайте также: Что лучше ремень ГРМ или цепь .
Обслуживание ВАНОС
При регулярном техническом осмотре все потенциальные проблемы с блоком отлавливаются и решаются ещё на начальной стадии, так что профилактика — лучшее средство сохранения денег в кошельке. Игнорировать вышеперечисленные симптомы — себе дороже. Ведь VANOS вплотную взаимодействует с двигателем, и неисправности блока цепной реакцией влекут за собой неисправности мотора.
Своевременная прочистка и замена расходников блока сохраняет показатели двигателя на уровне свежекупленной машины. Так что лучше относиться к этому продукту технического прогресса с должным вниманием, и не вестись на уловки BMW, меняя целый блок из-за порвавшейся резиночки.
BMW VANOS (ВАНОС)- принцип работы, симптомы, диагностика неисправностей и многое другое!
Если вы владеете автомобилем BMW, выпущенным с 1992 года и далее, есть вероятность, что ваш автомобиль оснащен системой изменения фаз газораспределения BMW VANOS. Регулировка фаз газораспределения — это одна из тех вещей, которые могут определять производительность, эффективность и общую мощность вашего двигателя. Сегодня мы поговорим о системе VANOS, о том, как она работает, как распознать проблемы и многое другое.
Несмотря на относительно простое устройство, система VANOS является потенциальным местом отказа в автомобилях с большим пробегом. Знание того, как она работает и как распознать симптомы неисправности, необходимо, если вы хотите сохранить ваш BWM в идеальном состоянии.
Что такое переменная фаза газораспределения и почему она важна?
В старые времена двигатели были аналоговыми, простыми и жесткими. Хотя многие из нас до сих пор ностальгируют по тем временам, мы также понимаем, что «простой и жесткий» не обязательно означает лучший. В былые времена двигатели были простыми: коленчатый вал приводил в движение цепь привода ГРМ, которая приводила в движение шестерни, вращающие распределительные валы. Другими словами, выбор распределительных валов определял фазы газораспределения и, в конечном итоге, тип производительности.
На бумаге это звучит замечательно. Однако гибкости в настройке фаз газораспределения практически не было. Вы могли выбирать между крутящим моментом на низких оборотах и производительностью на высоких оборотах. Редко встречались варианты, предлагающие и то, и другое.
Вы когда-нибудь подъезжали к винтажному маслкару на красный свет и замечали, что он работает на холостом ходу так неровно, что может заглохнуть в любой момент? Причиной такого неровного холостого хода часто являются неровные кулачки, которые вызывают небольшое перекрытие фаз газораспределения впускных и выпускных клапанов, чтобы получить лучшую производительность в верхней части диапазона оборотов.
Поиск современного решения, которое работает
Но как обеспечить оптимальную производительность как в нижнем, так и в верхнем диапазоне оборотов? Единственный ответ — переменная фаза газораспределения.
Разные бренды используют разные системы. У BMW — VANOS, у Honda — V-TEC и т.д. Идея остается неизменной. Постепенная регулировка фаз газораспределения по мере прохождения двигателя через диапазон оборотов позволяет повысить производительность, эффективность и расход топлива. VVT — это одна из технологий, которая значительно улучшила экономию топлива в современных автомобилях.
BMW VANOS — масло, соленоиды, косозубые шестерни и немецкая космическая магия
Способ, которым компания BMW решила головоломку с изменяемой фазой газораспределения, прост и в то же время гениален. Если вы когда-нибудь задавались вопросом, что означает VANOS, то это «Variable Nockenwellen Steuerung», что буквально означает «переменный распредвал». Вся система основана на соленоидах, масле и косозубых шестернях.
Первое, что вам нужно знать, это то, что шестерня распредвала и сам распредвал полностью независимы. По мере того, как двигатель поднимается в диапазоне оборотов, активируется электромагнитный клапан, который прогоняет масло через систему, что в итоге приводит в действие косозубую шестерню VANOS. Шестерня медленно перемещается в паз между шестерней распредвала и самим кулачком. Поскольку шестерня VANOS имеет шлицы как с внутренней, так и с внешней стороны, она физически соединяет кулачковую шестерню и сам кулачок.
Причина, по которой эти шлицы имеют изгиб, заключается в том, что они позволяют осуществлять прогрессивную регулировку фаз газораспределения. Чем дальше шестерня входит в паз между кулачком и шестерней распредвала. Тем больше угловая регулировка распредвала. Речь идет максимум о нескольких градусах, но этого вполне достаточно для выполнения работы.
Эта угловая регулировка управляет перекрытием между впускными и выпускными клапанами.
Типы систем VANOS BMW
Первая система VANOS была представлена в 1992 году на двигателях BMW серии M50. Часто называемая Single VANOS, эта система влияла только на положение впускных клапанов, в то время как выхлопные клапаны были связаны между собой цепной звездочкой. Четыре года спустя, в 1996 году, BMW представила систему Double VANOS, которая регулировала положение впускных и выпускных клапанов по отдельности. Лучший способ узнать, какая система BMW VANOS установлена на вашем автомобиле — одинарная или двойная — это проверить код двигателя в Интернете.
Как работает система VANOS?
Теперь, когда мы знаем, что такое VANOS и как она физически регулирует положение распредвала, давайте выясним, как она работает, когда ваш двигатель работает в своем диапазоне оборотов.
На холостом ходу шестерня VANOS полностью втянута и не влияет на фазы газораспределения. Когда вы нажимаете на педаль газа и начинаете двигаться в диапазоне оборотов, соленоид активируется, прогоняя масло через систему. При повышении давления масла шестерня VANOS начинает вставляться между кулачковой шестерней и кулачком. В результате происходит перекрытие положения впускного и выпускного клапанов, что обеспечивает рециркуляцию отработавших газов — операцию, улучшающую выбросы на крейсерских скоростях.
Как только двигатель переходит в более высокий диапазон оборотов, шестерня VANOS медленно втягивается. При этом перекрытие между впускным и выпускным клапаном уменьшается, что позволяет достичь максимальной мощности.
А теперь представьте, сколько раз соленоид толкает эту шестерню внутрь и наружу распределительного вала во время обычной поездки?
Соленоид VANOS открывается, позволяя чашке косозубой шестерни выдвинуться вперед и изменить ориентацию кулачка по отношению к шестерне на несколько градусов.
Распознавание проблем VANOS
Несмотря на простоту конструкции, системы VANOS со временем подвержены износу. Тот факт, что эти соленоиды напряженно работают изо дня в день, означает, что срок службы всей системы ограничен. На самом деле, замена уплотнений VANOS может потребоваться примерно через 80 000 км. пробега, в то время как вся система нуждается в обслуживании или, возможно, даже в замене вскоре после этого.
Поскольку эти системы почти гарантированно выходят из строя в какой-то момент, стоит знать, когда их следует заменить. Есть несколько симптомов, на которые следует обратить внимание:
- Вялая работа, недостаток мощности ниже 3 000 об/мин — Самый первый симптом, который многие замечают, — это недостаток мощности в нижнем диапазоне оборотов. Вы заметите, что крутящий момент на низких оборотах пропал, и двигатель с трудом разгоняется. Стоит отметить, что потеря мощности происходит постепенно. Когда соленоиды начинают выходить из строя, они делают это в течение длительного периода времени, поэтому сначала это трудно заметить.
- Проблемы с холостым ходом — еще одним признаком неисправности VANOS является неровный холостой ход. Двигатель часто демонстрирует периодические провалы оборотов и вообще испытывает проблемы с поддержанием ровного холостого хода. Если все обычные причины неровного холостого хода не привели к улучшению, есть вероятность, что вам необходима замена системы VANOS.
- Проблемы с холодным пуском и повышенный расход топлива — эти причины не требуют пояснений. Когда ваши соленоиды VANOS начинают выходить из строя, вы будете испытывать повышенный расход топлива, поскольку впускные клапаны выходят из строя. Сжигание большего количества топлива — это единственный красный флажок, который большинство людей замечают сразу.
- Лампочка проверки двигателя и различные неисправности двигателя — И последнее, но не менее важное: при подключении автомобиля к диагностике у вас, скорее всего, загорится пресловутая лампочка проверки двигателя, которая покажет всевозможные коды неисправностей, связанных с VANOS.
Замена VANOS и обслуживание соленоидов
Неисправная система VANOS может существенно изменить работу вашего автомобиля, и ее ремонт — одна из тех вещей, с которыми не стоит затягивать. Существует множество дешевых запасных соленоидов или даже целых систем, которые часто поставляются из Китая. Несмотря на доступность, установка таких компонентов — это отличный способ вызвать целый ряд других проблем. Мы не можем не подчеркнуть, насколько важно использовать оригинальные запасные части BMW.
Похожие вопросы:
Что делает BMW VANOS?
VANOS — это аббревиатура от немецкого названия компонента двигателя, который был разработан для повышения эффективности впуска BMW. Эта технология отвечает за оптимизацию фаз газораспределения двигателя путем более эффективного открытия впускных клапанов, изменения положения распределительного вала и ведущей шестерни.
Хороша ли система VANOS в BMW?
Для нас, владельцев BMW, важно знать, что система Vanos является основным электронным компонентом компьютерной системы нашего двигателя и что неисправная или поврежденная система Vanos может привести к снижению мощности и крутящего момента, неровной работе на холостом ходу и плохой экономии топлива.
Все ли автомобили BMW оснащены системой VANOS?
Двигатели BMW оснащаются системой VANOS (VAriable NOckenwellen Steuerung, по-немецки — переменная фаза газораспределения) с 1993 года. С тех пор было создано три основных версии систем VANOS и множество вариаций.
Что делает VTEC?
Система VTEC (Variable Valve Timing & Lift Electronic Control) использует отдельные профили распределительных валов для низких и высоких характеристик, а компьютер двигателя выбирает между ними. Система VTEC, по сути, сочетает топливную экономичность и стабильность на низких оборотах с производительностью на высоких оборотах.
Как работает и для чего нужна система VANOS от BMW
Автомобильные гиганты вроде Mercedes, Toyota, BMW и многих других находятся в постоянной конкуренции друг с другом за место на мировом рынке, и для того, чтобы поставлять на него действительно уникальные авто, самые талантливые инженеры и дизайнеры компаний ежегодно трудятся над сотнями инновационных проектов. Некоторым из этих проектов удавалось обрести успех и стать «штатными» системами, агрегатами или узлами, устанавливающимися на большинство авто той или иной серии. Примером такого устройства стала система VANOS на BMW.
Что такое Ванос в двигателе
Двигатель в разрезе с демонстрацией “двойного” ваноса
Variable Nockenwellen Steuerung переводится с немецкого, как переменное управление распределительными валами двигателя. Придумали эту систему инженеры BMW. VANOS по своей сути является системой изменения фаз газораспределения. Ее особенность заключается в том, что она способна изменять положение распредвалов, по отношению к коленчатому валу. Таким образом, происходит регулирование фаз газораспределительного механизма (ГРМ). Регулирование это может происходить в диапазоне от 6 градусов опережения до 6 градусов запаздывания относительно верхней мертвой точки.
О проблеме
Тот кто сталкивался с этой проблемой, либо у кого сам ванос ванус на бмв что это в аварийный режим, видели до каких показателей зашкаливал расход топлива и куда терялась тяга, вернее попросту пропадала, отсутствие крутящего момента и тряска на холостых оборотах а иногда машина просто глохнет.
После покупки машинки, на место старого Vanos встал мой б. Но вот по стечению прикольных обстоятельств, когда электромагнитные клапана на Ваносе тоже летят, при их очередной замене было принято решение поменять все колечки, то есть полностью откапиталить эту штучку и сделать ее лучше чем новою.
Для этого многим БМВистам немало известная фирма Beisan Systems, делает ремкомплекты, прокладки и кольца ваноса сделаны из более долговечных материалов которые выдерживают нагрузки во много больше раз нежели то что стоит в оригинале и на новых блоках.
Странно что многоуважаемый концерн как обычно не хочет сделать все нормально, это как та ситуация ванус на бмв что это рулевым усилителем на z4 который у многих просто по непонятной причине показывает водителю центральный палец и умирает По ходу всего этого кропотливого мероприятия были выставлены фазы зажигания, и поменяны оба натяжителя цепи, странно как умельцы предыдущему хозяину обслуживали машину, навешали лапши по поводу всего, якобы они все меняли а просто тупо поменяли цепь, натяжители практически были мертвые!
Доверяй но все сам проверяй В итоге все было закончено, и после км обкатки Ваноса, пробег которые до ремонта в средне цикле был Расход У меня без ванос тоже года.
И лошади никак не меньше и не больше Interpreter С ваносом идет Не переживай. HuntakaОтвет на комментарий Interpreter Ошибаешься. Количество лошадей ванус на бмв что это зависит от того Vanos там лили. Он не за это отвечает.
Поэтому лошадей у М50 b25 в любом случаи именно Vanos — Это система изменения фаз газораспределения. С ним более плавная работа на холостых оборотах, высокий крутящий момент и улучшенная эластичность двигателя. Interpreter ну это гугл тебе в помощь.
Никогда не думал почему движки с Ваносом шустрее?
Как устроен и из чего состоит
VANOS находится между распредвалом и шестерней привода. Конструкция ее относительно проста. Главной частью системы являются поршни, которые изменяют положение распредвалов, меняя тем самым фазы газораспределения. Эти поршни взаимодействуют с шестернями распредвалов с помощью зубчатого вала, который соединяется с поршнем. Ход этих поршней обеспечивается за счет давления масла.
Принцип работы масляных поршней, регулирующих работу системы газораспределения
В конструкции предусмотрен специальный электромагнитный клапан, работой которого “заведует” электронный блок управления двигателем (ECU). В качестве входных данных берется информация с датчиков положения распредвалов. Благодаря этому датчику определяется текущее угловое положение валов. Затем полученные данные отправляются в ECU для сравнения полученного значения с заданным углом.
Благодаря этим изменениями в положении распредвалов и происходит изменение фаз газораспределения. В результате чего, клапаны или открываются несколько раньше положенного, или несколько позже, нежели в изначальном положении валов.
Особенности конструкции
Кроме алюминиевого блока, особенностью серии М52 является применение системы VANOS. Распредвал, управляющий впускными клапанами, регулируется для подбора оптимальных порций впрыскиваемого в камеру сгорания топлива, что позволяет увеличить мощность мотора, добиться улучшения приемистости в широком диапазоне оборотов.
В 1998 – 1999 году произошел дополнительный тюнинг этой системы – Double-VANOS. Второй распредвал, управляющий выпускными клапанами, получил аналогичные регулировки. Для городского цикла улучшение параметров очень заметно, так как снизился расход топлива, мотор не перегревается в пробках.
Подробное описание работы систем содержит мануал завода производителя. Изначально система зажигания электронная, отсутствуют подвижнее механизмы, увеличивается ее долговечность. Мотор 2,0 л считается базовой версией серии, модификации 2,5 л и 2,8 л предназначены для эксплуатации в Европе, Америке и РФ. Вариант 2,4 л создан исключительно для Таиланда.
Серия укомплектована изготовителем ЭБУ производителя Siemens версии MS41. Все навесное оборудование приводится во вращение одним ремнем, который рекомендовано осматривать постоянно, менять через 40000 км пробега.
Как работает система
На данный момент компания BMW использует в своих моторах технологию переменного управления распредвалом (VANOS) четвертого поколения. Стоит отметить, что первое поколение данной технологии называлось Single VANOS. В нем регулированию подвергался только впускной распредвал, а фазы выпуска изменялись дискретно, т.е. скачками.
Первое поколение или “одинарный” Ванос
Суть работы такой системы заключалась вот в чем. Положение впускного распредвала регулировалось в соответствии с оборотами двигателя и данным датчика положения педали акселератора. Если на мотор подавалась небольшая нагрузка (низкие обороты), то впускные клапаны начинали открываться позднее, что, в свою очередь, делает работу мотора на холостом ходу более ровной.
Раннее открытие впускных клапанов на средних оборотах двигателя позволяет повысить величину крутящего момента, а также улучшить циркуляцию выхлопных газов в камере сгорания, что, в свою очередь, уменьшает общий расход топлива и токсичность отработавших газов. Высокие обороты мотора заставляют впускные клапаны открываться позже, в результате чего достигается максимальная мощность. В первые несколько минут после старта работы мотора, система активирует особый режим, суть которого в том, чтобы максимально уменьшить время прогрева.
Второе поколение VANOS (еще называют “vanos vanos” или “double vanos”)
Сейчас используется так называемый Double Vanos. В отличие от “однованосной системы”, в двойной регулируется работа впускных и выпускных распределительных валов, а их управление происходит более плавно, без рывков. Благодаря использованию обновленной системы удалось существенно поднять крутящий момент и мощность мотора во всем диапазоне его оборотов. Также, согласно схеме работы “БиВанос”, небольшая часть выхлопных газов может дожигаться повторно в камере сгорания, что, в свою очередь, ведет к повышению экологичности мотора.
Сейчас во всех автомобилях немецкого бренда используется система Vanos четвертого поколения. Ключевая особенность этой версии состоит в том, что в ней используются Vanos-шестерни впускного/выпускного распредвалов. Инженеры BMW сделали систему более компактной – теперь весь исполнительный механизм находится в самих звездочках ГРМ. Ну а в целом, четвертое поколение системы по принципу работы схоже с Single Vanos.
Специальные модификации
Специальных моделей, которые были собраны баварцами, используя за основу автомобиль М3 Е36, было очень много: M3 E36 GT, M3 GT Individual, M3 LTW, M3-R, M3 GTR E36, M3 Evolution, Special Edition Coupe, Special Edition Cabriolet, DTM и Luxury Package.
Только в 1999 году было налажено производство и юбилейной версии Anniversary Edition. В коллекции машин BMW Art Cars можно также найти единственный экземпляр специальной модификации Art Car Sandro Chia, которую собрали в Австралии. M3 Compact E36 также является эксклюзивным автомобилем, который был выпущен в единственном эксземпляре.
В 1999 году производство BMW M3 E36 было остановлено. Всего, за период с 1994 по 1998 было выпущено больше 71 тысячи автомобилей. Кузов купе и кабриолет нашел замену в виде следующего поколения M3 E46, замена седану появилась только с выходом в свет M3 E90.
Типичные неисправности и их симптомы
- Разрушение уплотнительных колец. Речь идет о кольцах масляных поршней, которые регулируют положение распредвалов. Из-за многочисленных факторов – высокая/низкая температура, разные вредные вещества, которые попадают на резину, последняя начинает со временем терять свои эластичные свойства и трескаться. Именно из-за этого пропадает герметичность внутри механизма.
- Износ шайб и подшипников. В конструкции масляных поршней есть металлические подшипники и шайбы. Со временем они также начинают деформироваться, так как изначально имеют небольшой запас прочности. Узнать, что вам нужно менять именно подшипник/шайбу в системе VANOS можно, прислушавшись к работе двигателя, – слышен неприятный, резкий металлический шум.
- Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях. Речь идет о деформации металлических частей. Виной этому может служить как довольно агрессивная манера езды, низкое качество масла/бензина, так и просто большой пробег. На лицевой кромке масляных поршней или газораспределительных валов образуются сколы и задиры. В результате чего появляется потеря мощности/крутящего момента, нестабильная работа двигателя в режиме холостого хода.
Если двигатель машины на холостом ходу начинает сильно вибрировать, замечен довольно плохой разгон во всем диапазоне оборотов, появляется повышенный расход топлива, металлические звуки при работе двигателя, то, скорее всего, система VANOS требует срочного внимания. Явным признаком плохой работы являются проблемы с запуском мотора, залив свечей и детонация.
Срок службы VANOS на BMW
Система VANOS – это сложный механизм. Разные его части изнашиваются с различной скоростью. Ремкомплекты для этого узла производитель не выпускает, поэтому, например, на старых рядных шестицилиндровых двигателях поколения «M» ориентироваться приходилось на наиболее уязвимые резиновые уплотнительные кольца поршней системы. Как правило они «дубели» уже к 50-60 тысяч километрам пробега.
На двигателях новых семейств «N» и «B» резиновые уплотнители уже не применяются, и замену системы VANOS лучше совместить с заменой цепи ГРМ (то есть на пробеге около 100-120 тысяч километров).
На продолжительность жизни системы VANOS влияет не только пробег, но и сильные перепады температуры (в российский условиях температура двигателя колеблется от -35°C до 115°C). Кроме того, срок службы системы зависит от качества масла (зачастую жидкость может оказаться достаточно дорогой, но неподходящей по вязкости к условиям эксплуатации или типу двигателя), а также от его уровня и интервалов замены.
Электромагнитный Датчик Клапан ВАНОСа БМВ, 11367585425 11367560462
Это электромеханическое устройство, которое стыкуется с газораспределительной системой двигателя. Нетрудно догадаться, что ВАНОС и нужен для того, чтобы управлять газораспределительными фазами — так достигается большая эффективность работы мотора. Вот чем он полезен:
- ощутимо уменьшается расход топлива в крейсерском (среднем) диапазоне оборотов;
- отработанные газы становятся чище, токсичных веществ в них меньше;
- двигатель очень стойко работает на холостых оборотах даже при низких температурах;
- график роста мощности в зависимости от оборотов становится более плавным;
- на средних оборотах достигается максимальный крутящий момент;
- при высоких оборотах добавляется изрядное количество мощности.
VANOS впервые появился в середине 90-х годов на модели BMW 5 серии, и с тех пор несколько раз совершенствовался. Сейчас на всех двигателях BMW установлена система ВАНОС 4 поколения, которая отличается шестерёнчатой системой регулирования распредвалов.
Как работает VANOS
Соленоид VANOS открывается и позволяет сдвинуть вал.
Конструкция блока VANOS относительно нехитрая: есть масляные поршни, управляемые электронным блоком, которые воздействуют на газораспределительные валы и изменяют их положение в ту или другую сторону. Соответственно этим изменениям, меняются фазы газораспределения на 6° опережения или запаздывания. То есть, клапаны начинают открываться или несколько раньше, или несколько позже, нежели в изначальном положении валов.
Первые версии системы назывались Single VANOS — регулировалось положение только впускного распределительного вала, а фазы впуска изменялись дискретно, т.е. скачками. На более новых (начиная с конца 90-х годов) BMW используется уже Double VANOS. Здесь регулируются фазы и впуска, и выпуска, и регулировка происходит плавно, без рывков. Дополнительно к ВАНОСу ещё устанавливается Valvetronic — электронная система регулировки длины хода клапанов. Схема работы VANOS примерно следующая:
- После запуска двигателя VANOS работает в специальном режиме, чтобы уменьшить время прогрева мотора и каталитического нейтрализатора.
- С достижением рабочей температуры активируется стандартный режим низких оборотов — клапаны открываются с некоторой задержкой, чтобы двигатель работал стабильнее и выдавал больше мощности.
- По мере роста оборотов клапаны открываются всё раньше и раньше, пока на крейсерском уровне не уходят «в минус», как результат — максимум крутящего момента и ещё немного сверху. Плюс экономия топлива за счёт дожигания выхлопных газов.
- Дальнейшая акселерация снова увеличивает задержки, и на высоких оборотах двигателя фазы снова становятся запаздывающими, как при низких оборотах (но не совсем).
О проблеме
История Vanos / Double-Vanos.
Повышенная плавность холостого хода, больший крутящий момент, «эластичность» мощности: система double-Vanos регулирует параметры вращения распределительного вала, оптимизируя выработку мощности на всем диапазоне оборотов. Это позволяет улучшить динамические характеристики, повысить топливную экономичность и уменьшить объем токсичных выхлопов на любых скоростях. Название Vanos образовано от немецкого термина «variable Nockenwellensteuerung», означающего регулируемое управление распределительным валом. Система double-Vanos непрерывно регулирует положение распределительных валов впускных и выпускных клапанов. Это позволяет значительно увеличить крутящий момент на низких оборотах двигателя, повысить мощность, развиваемую на высоких оборотах, а также уменьшить расход топлива и объем токсичных выхлопов. При низких оборотах двигателя распределительный вал смещается таким образом, чтобы обеспечить более позднее открывание клапанов, поскольку при этом повышается качество работы двигателя на холостом ходу и стабильность развиваемой мощности. По мере роста оборотов двигателя вал смещается в сторону более раннего открывания клапанов. За счет такого смещения увеличивается крутящий момент, сокращается расход топлива и объем токсичных выхлопов. При высоких оборотах двигателя система вновь переходит в режим позднего открывания клапанов, так как при этом двигатель полностью раскрывает свой потенциал мощности. Система Double-Vanos также управляет количеством выхлопных газов, направляемых во впускной коллектор посредством системы рециркуляции, обеспечивая дополнительную экономию топлива. На этапе прогрева двигателя система функционирует в особом режиме, позволяющем ускорить нагрев каталитического нейтрализатора до рабочей температуры, тем самым снижая объем токсичных веществ в выхлопных газах. Работой системы управляет блок электронного управления двигателем (DME). Революционная технология Vanos была впервые представлена BMW в 1992 году. Технология Double-Vanos применяется на серийных автомобилях с 1997 года.
Проблема № 1
Основная причина неисправности в том, что материал BUNA (резина) из которого сделаны опорные уплотнительные кольца поршня Ваноса, имеет недостаточную стойкость к воздействию температур и агрессивных сред, в результате чего со временем он теряет эластичность и дубеет. Как следствие появляются зазоры приводящие к негерметичности механизма внутри, в результате для поворота распредвалов требуется гораздо большее давление масла которое возможно при более высоких оборотах, и чем старее Ваш Vanos тем более высокие нужны обороты, а когда давления масла уже не хватает для поворота валов Vanos перестает работать в принципе
Обслуживание ВАНОС
При регулярном техническом осмотре все потенциальные проблемы с блоком отлавливаются и решаются ещё на начальной стадии, так что профилактика — лучшее средство сохранения денег в кошельке. Игнорировать вышеперечисленные симптомы — себе дороже. Ведь VANOS вплотную взаимодействует с двигателем, и неисправности блока цепной реакцией влекут за собой неисправности мотора.
Своевременная прочистка и замена расходников блока сохраняет показатели двигателя на уровне свежекупленной машины. Так что лучше относиться к этому продукту технического прогресса с должным вниманием, и не вестись на уловки BMW, меняя целый блок из-за порвавшейся резиночки.
VANOS BMW – что это и как работает?
Мы не могли обойти своим вниманием такую вещь, как VANOS. Именно благодаря этой небольшой системе автомобили марки BMW обладают своим собственным, довольно резким характером. Владельцам авто БМВ необходимо знать хотя бы в общих чертах, за что отвечает Ванос и какие с ним могут быть проблемы. Это устройство отвечает за управление газораспределением двигателя, повышая его мощность при необходимости. Среди других его плюсов:
- Корректировка работы двигателя авто на малых оборотах или вообще при работе на холостом ходе;
- Достижение мотором максимального крутящего момента на средних оборотах;
- Увеличение мощности при максимальных оборотах;
- Уменьшение количества выхлопных газов за счет снижения потребления двигателем топлива на больших оборотах;
- Снижение вредных выбросов в воздух.
Как эта система работает?
Система объединена в блок, который не слишком сложен по своей конструкции. В стальной (старые модели) или пластиковой коробке размещаются поршни, которые приводятся в действие давлением масла. Оно управляется, в свою очередь встроенным электронным блоком. Поршни последствием поступательного движения действуют на газораспределительные валы, изменяя их положение. Благодаря этому на 6 градусов меняются фазы опережения или запаздывания газораспределения. Если объяснять проще – клапаны открываются немного раньше или позже, чем при нормальной работе валов.
Изначально выпускались системы Single VANOS, в которых была возможность регулирования только одного вала (впускного), причем фазы могли меняться только ступенчато, рывками. Но инженеры БМВ улучшили систему и с конца девяностых стали ставить на автомобили Double VANOS. В этой версии регулировка происходит на впуске и на выпуске, причем гораздо более плавно. Также сейчас ставят электронную систему Valvetronic, отвечающую за регулирование хода клапанов. В целом, схема работы следующая:
- Запускается двигатель. В этот момент Ванос работает на уменьшении времени прогрева мотора, а также каталитического нейтрализатора;
- Когда достигается рабочая температура двигателя, Ванос переходит в режим низких оборотов. При этом клапаны срабатывают с задержкой, позволяя накопить больше мощности двигателю и стабилизировать его работу;
- Чем выше становятся обороты – тем раньше начинают открываться клапаны. На крейсерской же скорости они вообще «уходят в минус». По этой причине двигатель выходит на максимум крутящего момента. При этом топливо начинает экономиться за счет сжигания выхлопных газов;
- Если акселерация идет дальше – происходит обратный процесс, фазы снова начинают запаздывать, почти как на низких оборотах.
Электромагнитный Датчик Клапан ВАНОСа БМВ, 11367585425 11367560462
Новые электромагнитные клапана для системы VANOS или Датчик Соленойд распредвала БМВ
В заводском каталоге под номерами 11 36 7 560 462 (11367560462) и 11 36 7 585 425 (11367585425) на двигатели, и имеет обозначение «Клапан электромагнитный изменения фаз ГРМ»
Датчик распредвала БМВ с артикулом 11 36 7 585 425 (11367585425) является заменой устаревшего Ванос с номером 11 36 7 516 293 (11367516293) В новом артикуле изменена конструкция для увеличения надежности и срока службы. На двигатель устанавливается два клапана, один на выпуск и один на впуск.
Датчик распредвала БМВ 11 36 7 585 425 (11367585425) используется на шести цилиндровых моторах БМВ серии N, (за исключением N55 N20 N26) а именно:
N51 N52 (N52B25 и N52B30) N52N (N52B25 и N52B30) N53 (N53B25 и N53B30) N54 (N54В30)
Которые устанавливались на следующие кузова:
- Е82 Е87 Е88
- Е90 Е91 Е92 Е93
- Е60 Е61
- F10 F11
- F18
- Е63 Е64
- Е65 Е66
- F01 F02
- Х1 Е84
- Х3 Е83
- Х3 F25
- Х5 Е70 Х6 Е71
- Z4 E85 Z4 E86 Z4 E89
Электромагнитый клапан /соленойд системы VANOS:
11 36 7 560 462 (11367560462)
прошел усовершенствование заводом изготовителем, устаревшие версии этих ВАНОСОВ имели артикулы 11360410035 и 11361707323 и 11360149817. Они уже изъяты из производственного плана.
Датчики распредвала используются в основном на 4-х цилиндровых БМВ (N40 N42 N45 N45N N46 N46N) и 8 цилиндровых моторах (N62B48B N62B36 N62B40 N62B44 N73B60A), на последних используется 4 распредвала VANOS на впуск и выпуск в каждом развале блока, а на 4-х моторах — два.
11 36 7 560 462 (11367560462) как и устаревшие 11360410035, 11361707323,11360149817 устанавливается на:
- Е81 Е87 Е88
- Е46
- Е90 (N46) (N46N) (N45N)
- Е60 + Е63 — 545i (N62B44) (N62B40)
- Е60 + Е63 — 550i (N62B48B)
- Е65 / Е66 (N62B36) (N62B40) (N62B44) (N73B60A)
- Е65 Седан ALPINA B7
- X1 Е84
- X3 Е83
- X5 Е53 X5 4.4i (N62B44) (N62B48B)
- X5 Е70 X5 и X6 4.8i
- Z4 Е85 (N46N)
Причина выхода из строя электромагнитный клапан системы ванос, или сенсора вала VANOS, или положения распредвала.
Является попадание отработки и металлических частиц внутрь сенсора. Если вы меняли масло в двигателе не реже раз 10 000, и если ваш автомобиль проехал меньше 100,000 километров, его можно почистить (продуть), и вполне вероятно что он заработает, но этого хватит не на долго, процедуры про прочистке сенсора электромагнитного распредвала в большинстве случаев не спасет. Поэтому мы рекомендуем не заниматься прочисткой, особенно если вы меняете масло по требованию бортового компьютера.
Процедура замены клапана распредвалов в некоторых случаях может быть сопряжена со снятие кассеты радиатора или вентилятора, почистить его и через 2000км словить ошибку по Ваносу вновь, не самое приятное.
Удостовериться лишний раз, что причина в клапане электромагнитных изменений фаз ГРМ — можно переставив сенсоры местами, если ошибка перейдет на советующий распредвал. То дело точно в нем.
Рекомендуем менять их парой, датчики работают в одной среде, на одном масле, соответственно если вы замените один сенсор Ваноса, то второй, который еще не показывал ошибки наверняка уже повреждён, и скоро выйдет из строя.
Слабые места системы
Как и любая система, VANOS несет в себе как плюсы, так и минусы. В частности, при большом количестве подвижных деталей идет ускоренный износ этих компонентов. Чаще всего замены требуют уплотнительные кольца на поршнях, поскольку изготавливаются из резины. Она же за время эксплуатации теряет гибкость, становится жесткой, а после и вовсе растрескивается. При этом компания не производит кольца для продажи, только принимает узлы целиком на починку.
Также часто подвержены износу подшипники и шайбы. Они изготавливаются из мягких металлов, что обеспечивает их гибкость и плотность прилегания, но при этом и относительную недолговечность. И опять же, купить их отдельно у БМВ нельзя, только сдать Ванос в ремонт.
Наконец, достается всем деталям из-за загрязнения продуктами горения. Кроме того, могут возникать различные сколы или задиры на движущихся частях валов или поршней. При их возникновении теряется герметичность, падает мощность, меняется звук мотора.
Срок службы VANOS на BMW
Система VANOS – это сложный механизм. Разные его части изнашиваются с различной скоростью. Ремкомплекты для этого узла производитель не выпускает, поэтому, например, на старых рядных шестицилиндровых двигателях поколения «M» ориентироваться приходилось на наиболее уязвимые резиновые уплотнительные кольца поршней системы. Как правило они «дубели» уже к 50-60 тысяч километрам пробега.
На двигателях новых семейств «N» и «B» резиновые уплотнители уже не применяются, и замену системы VANOS лучше совместить с заменой цепи ГРМ (то есть на пробеге около 100-120 тысяч километров).
На продолжительность жизни системы VANOS влияет не только пробег, но и сильные перепады температуры (в российский условиях температура двигателя колеблется от -35°C до 115°C). Кроме того, срок службы системы зависит от качества масла (зачастую жидкость может оказаться достаточно дорогой, но неподходящей по вязкости к условиям эксплуатации или типу двигателя), а также от его уровня и интервалов замены.