Запитаться и не запутаться. Разбираемся в типах зарядок для электромобилей
Популярность электромобилей постепенно растет и в нашей стране, несмотря на ряд очевидных эксплуатационных неудобств при ограниченном количестве плюсов. Например, с заправкой «электричек» не все так просто – это не обычная машина, которую можно подкатить к любой АЗС. Андрей Ахрем рассказывает о многообразии разъемов и типов зарядных станций.
Как заряжается?
Как в Европе, так и в Америке есть разделение на несколько режимов зарядки. Европейская градация задана стандартом IEC 61851, который лежит в основе соответствующих белорусского СТБ и российского ГОСТ. В белорусском СТБ IEC 61851-1-2008 выделяются четыре режима, которые в Европе называются Mode.
Режим 1: подключение к обычной бытовой розетке 16 А.
Режим 2: ток вырастает до 32 А, а в зарядном кабеле используется встроенная система защиты.
Режим 3: быстрая зарядка высоким напряжением и током (400-600 В и 250-400 А), а бортовое зарядное устройство автомобиля подключается к сети переменного тока. При наличии трехфазной сети мощности зарядку для этого режима можно без проблем обустроить в гараже.
Режим 4: по сути, тот же третий режим, только используется внешнее зарядное устройство постоянного тока.
В режимах 2, 3 и 4 обязательно использование цепи управления, которая контролирует правильность подключения, целостность проводника защитного заземления, зарядный ток, включает и отключает напряжение. В режимах 2 и 3 также может применяться передача последовательных данных, что позволяет транспортному средству управлять внешним зарядным устройством. В режиме зарядки 4 передача последовательных данных обязательна.
Американская классификация немного отличается. В ней не режимы, а уровни – Level. Они делятся еще и по типу тока: переменному или постоянному. AC Level 1 в два раза уступает в мощности Mode 1 из-за напряжения в 110 В в американской электросети. AC Level 2 сопоставим характеристиками с европейским Mode 2 (правда, максимальный ток может достигать 80 А). Для быстрой зарядки предусмотрены два уровня с постоянным током: DC Level 1 (до 1000 В и 80 кВт) и DC Level 2 (до 1000 В и 400 кВт).
Если обобщить, то уровни 1 и 2 – это медленные зарядки, 3 и 4 – быстрые вне зависимости от континентальной классификации.
При этом при зарядке переменным током мощность будет ограничена возможностями встроенного зарядного устройства автомобиля. Если предел ЗУ 7 кВт, то именно такой максимум будет потребляться, даже если зарядная станция способна выдавать 40 кВт.
Мощные быстрые зарядки позволяют подзарядить АКБ электромобилей до 80% за 30-40 минут. Дальнейшая зарядка до 100% производится значительно сниженным током для сохранения ресурса батареи.
Какие разъемы существуют и где используются?
Учитывая высокие токи и наличие контрольных проводов получаем довольно массивные разъемы для зарядки. Во многих электромобилях под заправочным лючком можно обнаружить два разъема: один – для зарядки переменным током, второй – для подключения к постоянному току и быстрой зарядки.
Встречаются и машины на электротяге с одним зарядным портом. В этом случае порт либо совместим с переменным и постоянным током, либо используется для зарядки только переменным током, как правило медленной, хотя есть и исключения.
Type 1 J1772 – американский пятиконтактный разъем, разработанный еще в 2009 году и встречающийся практически на всех электромобилях, ввезенных в нашу страну из США. Рассчитан на напряжение 230 В и ток в 32 А. Максимальная мощность, соответственно, 7,36 кВт. Также данный разъем можно обнаружить на автомобилях японских и корейских марок, продававшихся в Европе. Используется со станциями, работающими в режимах 2 и 3.
Type 1 J1772
Type 2 (Mennekes) назван в честь компании, которая его разработала. С 2013 года фактически стал стандартным в Европе. С 2018 года устанавливается и на электромобили Nissan для европейского рынка. Максимальная мощность для однофазной сети – 7,4 кВт, для трехфазной – 43 кВт. Однако чаще мощность при трехфазном подключении ограничена 22 кВт. Данный разъем используется в режимах 2 и 3.
Type 2 (Mennekes)
CHAdeMO разработан в 2010 году ведущими японскими производителями автомобилей в сотрудничестве с компанией TEPCO. Рассчитан на постоянный ток в 125 А при напряжении 500 В и соответственно 62,5 кВт мощности.
CHAdeMO
Стандарт CHAdeMO 1.2 допускает максимальный ток в 400 А, благодаря чему мощность возрастает до 200 кВт, хотя на практике она обычно составляет 50 кВт.
В 2018 году ассоциация CHAdeMO представила стандарт CHAdeMO 2.0, при котором зарядная мощность способна достигать 400 кВт. Правда, рассчитан этот стандарт в первую очередь на коммерческий транспорт: грузовики и автобусы.
CCS Combo – еще один распространенный тип разъемов, используемый с 2012 года. Он может подключаться как к переменному, так и к постоянному току, что позволяет использовать его как с медленными, так и с быстрыми зарядками. При подключении к сети переменного тока происходит его выпрямление в постоянный.
CCS Combo
Интересно, что разъем CCS Combo совместим с двумя упомянутыми выше разъемами. CCS Combo Type 1 используется в США и Японии и аналогичен J1772. В Европе применяется Type 2, который совместим с Mennekes.
Предельная мощность зарядок CCS Combo достигает 100 кВт, но на практике на обычной зарядной станции вам скорее придется ограничиться 50-ю кВт.
GB/T – несмотря на сочетание букв в аббревиатуре, данный разъем не британский, а китайский. Внешне похож на Mennekes, но не совместим с ним. Стандартом предусматриваются два типа разъемов: для медленной зарядки переменным током и для быстрой зарядки постоянным током.
В настоящее время ведется работа над новым стандартом GB/T, в котором максимальная мощность будет достигать 900 кВт!
Tesla Supercharger – проприетарный разъем, используемый в электромобилях марки Tesla. Максимальная зарядная мощность достигает 200-250 кВт при постоянном токе. Интересно, что в США используется трехконтактный разъем, а в Европе пятиконтактный, что затрудняет эксплуатацию автомобилей, привезенных из-за океана. Умельцы уже научились менять разъем в американских машинах на европейский, но можно и не заниматься внесением изменений, а просто заряжать Tesla через переходник от CHAdeMO.
Tesla Supercharger
Большинство европейских автопроизводителей используют в своих электромобилях пару J1772 и CCS Combo 1 (на американском рынке) и Mennekes + CCS Combo 2 (на европейском рынке). Такие же сочетания можно встретить в Hyundai Ionic Electric. В Fiat 500e на обоих рынках используются только разъемы переменного тока: Mennekes в Европе и J1772 в Америке. В электромобилях Renault можно встретить только Mennekes – в Штатах они не продаются.
KIA в своем Soul EV повсеместно устанавливает пару J1772 и CHAdeMO. В популярном Nissan Leaf до 2018 года применялся разъем J1772 плюс CHAdeMO. С 2018 года европейские версии также стали комплектоваться разъемом Mennekes. Tesla при отсутствии Supercharger могут заряжаться через Mennekes в случае европейской версии. Американская заряжается от CHAdeMO через переходник.
Какие есть у нас?
Большинство «быстрых» станций в Беларуси оснащены разъемами CHAdeMO и CCS. На «медленных» зарядках в фаворитах Mennekes, а J1772 придется поискать, поскольку он встречается довольно редко.
Если вы решите приобрести электромобиль, то в случае с популярными моделями никаких проблем с их заправкой электричеством возникнуть не должно. Все ходовые разъемы представлены на электрических заправочных станциях. Во всяком случае в Минске. В областных центрах зарядных станций значительно меньше, а в районных эксплуатация электромобилей и вовсе затруднительна, поскольку публичных зарядок нет даже во многих стотысячниках.
Что касается выбора электромобиля под существующую инфраструктуру, то проблемы могут возникнуть только в случае с моделями, оборудованными исключительно разъемом J1772. Но таких крайне мало, да и покупка машины на электротяге, которая не поддерживает быструю зарядку, в 2020 году лишена смысла.
Личная «электричка». Электромобили в базе объявлений Автобизнеса
EU, US, UK и AU plug — что это значит на Aliexpress?
На Алиэкспресс продается огромный ассортимент товаров, среди которых весомую нишу занимает бытовая техника и электроприборы. Данная продукция «расходится» по всему миру, включая Россию и страны СНГ. Хоть Алиэкспресс и имеет русскую версию сайта, но достаточно часто, на его страницах встречается информация, которую сложно понять.
При выборе товара покупатель старается ознакомится с его характеристиками, прочитать описание и просмотреть фото. Изученная информация, чаще всего, позволяет сделать правильный выбор. Но бывает и такое, что изучая карточку товара какого-нибудь электрического прибора, заказчик сталкивается с параметрами, которых он не понимает.
Например, один из часто задаваемых вопросов: что значит на Алиэкспресс EU plug, US, UK и AU plug? Постараемся ответить на ваш вопрос, чтобы вы выбрали действительно нужный тип вилки.
Что обозначают данная маркировка и какую вилку выбрать для России?
На самом деле разнообразие разъемов достаточно большое. Но на Алиэкспресс встречается 4 наиболее распространенных типа штекеров:
- AU plug — такой вид штекера применяют в Австралии, Китае и Аргентине. Имеет 2 вертикальных штекера наклоненных друг к другу.
- EU plug — или по простому, «евро вилка», «евро розетка». Это привычный нам с вами вид разъема. Данный тип вилки подходит для России, стран СНГ, стран континентальной Европы и многих других государств.
- UK plug— английский тип розетки с тремя плоскими штырями, два из которых расположены горизонтально и один вертикально. Используется в Великобритании, Ирландии, Мальте, Малайзии, Сингапуре.
- US plug — американский стандарт с двумя вертикальными штырями. Распространен в США, Мексике, Канаде и Японии.
Случайно купил товар со другим штекером, что делать?
Допустив ошибку при покупке товара и выбрав штекер, который не подходит к нашим розеткам не расстраивайтесь. Страшного ничего нет. Данная проблема легко устраняется путем покупки переходника (адаптера) под нужный разъем. Такие продаются в магазинах, дефицита на них — нет.
Обратите внимание! Переходник (адаптер) не снижает напряжение и не повышает его. Он всего лишь позволит соединить вилку с розеткой нужного типа.
При желании, если хотите исключить промежуточный элемент, можете купить привычную разборную российскую вилку и полностью заменить ее.
Товары с китайскими вилками
Достаточно часто на Алиэкспресс новые, только появившиеся в продаже товары, продаются только с китайскими штепселями. Поэтому, при всем желании, вы не сможете купить товар с нужной вам вилкой.
Продавец, конечно, может положить к товару EU plug переходник, но вам следует обратить на него внимание. Если штыри адаптера достаточно тонкие и не до конца вставляются в розетку или вилка «болтается» в розетке, то во избежание проблем, связанных с плохим контактом (выгоранием вилки-розетки) — его следует заменить.
Подведем итог
Приобретая электроприборы на Алиэкспресс или других зарубежных интернет-магазинах, не забудьте выбрать нужным вам разъем электровилки. Для России и стран СНГ — это EU plug или просто EU.
Заказав и получив прибор с другим типом вилки, вы просто не сможете его подключить в электросеть и вам придется бежать в магазин за переходником или новой вилкой.
Кстати, если вы много путешествуете — можете приобрести универсальный адаптер на Алиэкспресс.
Check System power error Please plug in AC Adapter — как исправить?
Владельцы ноутбуков от компании Asus разных моделей сталкиваются с ошибкой в BIOS: «Check System power error Please plug in AC Adapter». При этом становится невозможным продолжать работу в биосе. Что мы всё-таки можем сделать и как это устранить — читайте далее.
Причина и перевод ошибки Check System power error
С данным сбоем сталкиваются при переходе в подсистему ноутбука. Когда пользователь имеет желание обновить BIOS или настроить некоторые его параметры. Но при попытке открыть настройки, появляется сообщение. Приблизительный смысл перевода фразы на русский язык таков: Произошла ошибка в системе питания. Пожалуйста, подключите зарядное устройство . Он может появляться даже в том случае, если адаптер подключен, а аккумулятор устройства заряжен до предела.
При этом причинами могут выступать разные факторы. Сбой может случится в системной плате, контроллере питания и в прочих модулях на физическом уровне. Обязательно нужно проверить устройство, которым вы заряжаете ноутбук. А также выполнить некоторые настройки BIOS, если к нему всё же есть доступ.
Решение проблемы на ноутбуке Asus
Довольно часто ошибку «Check System power error Please plug in AC Adapter» можно устранить при помощи элементарной зарядки . Обновление таких важных компонентов, как биос должно проходить с максимальной безопасностью. Поэтому система предупреждает нас: если мы хотим обновить первичный элемент загрузки, нужно зарядить аккумулятор до определённого порога . Иначе можно полностью вывести ноутбук из строя, если во время обновления аккумулятор разрядится полностью.
Необходимо не только зарядить, но и не отключать блок питания от сети и от порта ноутбука. Даже когда вы работаете в BIOS, устройство должно получать питание. Если индикатор питания отображает 100% уровень заряда, но ошибка появляется, попробуйте отключить зарядное устройство от ноутбука. И снова запустить настройки BIOS. Попробуйте перезагрузить компьютер, подключить устройство и войти в подсистему. Затем проделайте то же самое, но с отключенным блоком питания.
Настройка BIOS при ошибке «Check System power error»
Ошибка «Check System power error Please plug in AC Adapter» может влиять на другие процессы в компьютере. Иногда из-за неё не удаётся установить Windows или другую систему. Так как появляется новое уведомление на английском, которое переводится: нет драйвера для данного диска . Если вам не помогли способы выше, попробуем настроить BIOS. Для этого необходимо найти параметр AHCI и изменить его.
Это значит, если он активирован — деактивировать. И наоборот.
Этот пункт следует изменить в том случае, если на ноутбуке установлен жесткий диск SSD. Если в корпусе вашего устройства обычный HHD — можете переходить к следующем разделу статьи. Также если в ноутбуке установлено несколько ССД, попробуйте для теста один отключить.
Выполнение сброса настроек БИОС в ноутбуке
Попробуйте также сбросить настройки BIOS, чтобы продолжить работу. Параметры для этого нужно найти в окне запущенной подсистемы. Пункт для сброса настроек должен быть в разделе «Exit». При этом в зависимости от модели материнской платы, виды подсистем могут быть разными. Таким образом и размещение нужного нам параметра может различаться.
Порядок действий при ошибке «Check System power error Please plug in AC Adapter»:
- Находим вкладку « Exit ». В биосе для перемещения по пунктам нужно нажать на одну из стрелок клавиатуры;
- Перед вами должно появится несколько способов выхода. Нам нужен « Load Setup Defaults »;
- Выбрав пункт, необходимо подтвердить его, нажав ENTER .
После сброса параметров вы сможете войти в систему. Или даже обновить её при необходимости.
Каким образом обновить BIOS на лэптопе Asus
Теперь перейдём непосредственно к процедуре перепрошивки или обновлению биоса. Начинается этот процесс с установки название материнской платы. В этом поможет небольшая утилита, которая называется CPU-Z.
Затем нужно распаковать и запустить её:
- Выберите вкладку « Mainboard »;
- Запишите или скопируйте в блокнот имя и модель материнской платы;
- Запишите данные из раздела BIOS: версию, дату обновления и прочее.
Теперь нам понадобится интернет-браузер и выход в глобальную сеть.
Запишите в поисковой строке компанию-производителя материнской платы и её модель.
Дальнейший порядок действий:
- Теперь нужно найти среди результатов поисковой системы официальный сайт компании, которая создала вашу модель материнской платы. Драйвера и прочее ПО для оборудования в большинстве случаев находится в разделе « Support »;
- Выберите подходящий файл для загрузки. При этом нужно указать версию и разрядность вашей ОС;
- Нужные для загрузки пакеты по обновлению будут находиться в разделе BIOS;