Обводка текста, обводка за контуром, пунктир, наконечники (CorelDRAW)
обводки позади объекта, которую и используют для текста.
Инструменты управления обводкой
Инструмент обводки Pen (Перо)
является скорее пультом управления диалогами. Выбрав его, вы увидите
всплывающую панель. Первая кнопка открывает окно свойств
обводки Outline Pen
(Атрибуты абриса), вторая — окно задания цвета
Outline Color (Цвет абриса).
Остальные кнопки — это часто используемые значения толщины контуров.
обводку выделенного объекта или устанавливает отсутствие обводки по
Кнопки устанавливают соответствующую толщину обводки для выделенного
Атрибуты обводки в окне Outline Pen
Докер Favorite Fills and Outlines (Альбом
обводок и заливок) позволяет собирать коллекцию обводок и заливок для
документа. Некоторые параметры обводки доступны на панели свойств.
Outline Pen (Атрибуты абриса) —
основное окно редактирования обводок (рис. 7.3). В этом диалоговом
окне можно задать все атрибуты обводки как для выделенного объекта,
так и по умолчанию.
Рассмотрим задание атрибутов обводок более подробно. На примере
Цвет обводки в диалоговом окне Outline Pen (Атрибуты абриса) определяется в
раскрывающемся списке Color (Цвет).
диалоговое окно Outline Pen
(Атрибуты абриса) нажатием кнопки всплывающей панели
Color (Цвет). В нем в качестве цвета обводки
устанавливается любой из цветов палитры
Другие способы установки цвета
Установить цвет обводки можно перетаскиванием образца из палитры
цветов или из докера Color Styles (Стили цвета). В докере Color
(Цвет) цвет обводки активного объекта назначается кнопкой Outline
(Абрис). Окно Outline Color (Цвет абриса), аналогичное окну Uniform
Fill (Однородная), предназначено специально для определения цвета.
Оно открывается также нажатием кнопки на всплывающей панели
инструмента Pen (Перо).
Толщина и единицы измерения
Для определения толщины обводки в диалоговом окне Outline Pen (Атрибуты
Как сделать обводку в кореле
Тема 8. Обводка контуров.
- Параметры контуров и управление ими
- Толщина
- Вид
- Завершители
- Углы
- Наконечники
- Цвет
- Форма и разворот пера контурной линии
- Взаимное расположение заливки и контура объекта
- Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта
- Инструменты для задания параметров контуров
- Процедура назначения параметров контура
- Упражнение 7.1. Обводка контуров
- Что нового мы узнали
Ранее рассматривались приемы работы с цветом применительно к заливке объектов CorelDRAW. Этот урок посвящен обводке — совокупности параметров модели, управляющих цветом и другими характеристиками отображения линий изображения. До этого урока мы считали все линии, входящие в состав изображений CorelDRAW, одинаковыми так как линия рассматривалась лишь как граница объекта.
В этом уроке линии рассматриваются как самостоятельные элементы изображения, и особое внимание уделяется не их форме, а способу, которым они отображаются на экране монитора и печатной странице. Предлагается следующая метафора: линия представляет собой тончайшее стекловолокно, которому можно придать форму, но которое невозможно увидеть в силу его прозрачности. Видимым это волокно становится только после того, как на него надевается непрозрачная (или полупрозрачная) оболочка. Оболочка может быть любого цвета и толщины, иметь специальные наконечники и множество других свойств. Именно она будет видна на изображении, но длина и траектория оболочки полностью определяются той линией, на которую она надета.
В терминологии переводной и отечественной литературы по CorelDRAW существует несколько терминов для обозначения описанной выше «оболочки»: контур, контурная линия, линия обводки, обводка абриса, обводка контура или просто обводка.
Далее в этом уроке мы будем придерживаться первого из перечисленных терминов — контур или абрис, а под термином «обводка» будем понимать процедуру задания значений параметров контура, построение контурной линии. Термином «линия» будем обозначать линию, определяющую форму и размеры контура.
Параметры контуров и управление ими
Принятая в CorelDRAW модель объекта класса кривых включает в себя несколько атрибутов, управляющих внешним видом контура. Важнейшие из этих атрибутов рассматриваются в этом разделе, а с полным их списком мы познакомимся ниже, в разделе, посвященном средствам для установки значений этих атрибутов.
Толщиной контура называется расстояние между его краями, измеренное в направлении перпендикуляра к линии, определяющей форму контура. На рис. 7.1 представлено несколько отрезков прямых, контуры которых имеют различную толщину.
Рис. 7.1. Контуры с последовательным увеличением толщины от 0,5 до 8 пунктов
Толщина контура обычно задается в пунктах, как высота символов текста, но возможно использование и любой другой единицы измерения длины, принятой в CorelDRAW.
По умолчанию считается, что с линией, задающей форму фигуры, совпадает середина контура, а сама контурная линия располагается поверх заливки фигуры (если она назначена). Об этом следует помнить при назначении параметров контурной линии для объектов небольших размеров. Например, назначение контура толщиной 4 пункта для текстового объекта с кеглем 8 пунктов может привести к невозможности чтения текста — все внутренние просветы букв будут закрыты контурной линией.
Видом, или стилем (style), контура называется фиксированное сочетание штрихов и просветов, повторяющееся вдоль всей длины линии, определяющей форму объекта. В CorelDRAW предусмотрено примерно два десятка стандартных видов контуров на любой вкус и имеется возможность дополнительно создавать свои собственные виды. На рис. 7.2 представлены некоторые из стандартных видов контуров.
Рис. 7.2. Контуры различных видов толщиной 2 пункта
Завершителем (line cap) называется элемент оформления контурной линии в области крайнего узла незамкнутой линии, определяющей форму. Модель линии CorelDRAW предусматривает три варианта стандартных завершителей незамкнутого контура: срез, закругление и квадрат. Они представлены на рисунке (начальные узлы линий на рисунке изображены квадратиками).
Верхняя линия завершается срезами — в этом варианте контур просто «обрезается» по прямой, перпендикулярной линии, определяющей форму, и проходящей через крайний узел этой линии. Удобно считать, что линии с такими завершителями обводятся инструментом с линейной формой пишущей поверхности — чем-то вроде идеального плакатного пера, имеющего ширину, равную толщине контура, но с нулевой высотой. При обводке середина пера перемещается по линии, задающей форму, а само перо всегда перпендикулярно этой линии. Вторая линия завершается закруглениями — контур «обрезается» по окружности, диаметр которой равен толщине контура, а центр совмещен с крайним узлом линии, определяющей форму. Для линии с такими завершителями метафорой пишущего инструмента будет стеклянная трубочка с тушью, диаметр выпускного отверстия которой равен толщине контура. При обводке центр трубочки перемещается по линии, определяющей форму.
Третья линия завершается квадратами — эти завершители отличаются от срезов только тем, что контур продлевается за крайний узел линии, определяющей форму, на расстояние, равное половине толщины контура.
Завершители на противоположных концах линии могут быть только одинаковыми. Если линия состоит из нескольких ветвей, то завершители на всех ее крайних узлах также будут одинаковыми.
Углом (corner) контура называется элемент его оформления в узле типа «точка излома». В CorelDRAW приняты три стандартных варианта оформления углов (рис. 7.4): заостренный (mitered), закругленный (rounded) и срезанный (beveled).
Рис. 7.4. Варианты выполнения углов контура в местах излома линии
При построении заостренного угла контура его края продолжаются за точку излома до пересечения друг с другом. При построении закругленного угла диаметр закругления контура линии равен его толщине. При построении срезанного угла контурные линии подводятся к точке излома с двух сторон (как если бы примыкающие к этому узлу сегменты принадлежали отдельным линиям, а для завершения были выбраны срезы), а затем достраивается линия среза.
По умолчанию все заостренные углы, величина которых не превышает 45° (так называемый предел среза), автоматически преобразуются в срезанные. Это делается для того, чтобы граница контура в узле, соответствующем такому углу, не отходила слишком далеко от узла. В принципе величину предела среза можно изменить, но на практике это требуется крайне редко.
Наконечником (arrow) контура называется стандартное изображение, размещаемое в крайних узлах незамкнутой линии, размер которого определяется толщиной контура, а ориентация — направлением линии в конечном узле. В CorelDRAW предусмотрено много вариантов наконечников и имеется возможность пополнять их список наконечниками, разработанными пользователями. На рисунке представлены некоторые из стандартных наконечников.
В отличие от завершителей наконечники можно назначать индивидуально для начального и конечного узлов незамкнутой линии. Если в состав линии входит несколько ветвей, то для всех начальных и всех конечных узлов незамкнутых ветвей может быть назначена только одна пара наконечников.
Цвет контура назначается с помощью палитр и цветовых моделей, рассмотренных ранее. На всем протяжении контурной линии, даже состоящей из нескольких ветвей, выбранный цвет остается неизменным.
Поскольку контур не является самостоятельным объектом, для него нельзя назначить градиентную или текстурную заливку. Впрочем, это ограничение можно обойти с помощью специальной команды преобразования контура в самостоятельный объект — Arrange — Convert Outline To Object ( Упорядочить — Преобразовать абрис в объект ).
После выделения объекта и выбора команды Arrange — Convert Outline То Object ( Упорядочить — Преобразовать абрис в объект ) контур объекта преобразовывается в самостоятельный объект, а для «старого» объекта построение контура отменяется. Все остальные его атрибуты (например, заливка) остаются неизменными.
Форма и разворот пера контурной линии
При желании пользователь может задать параметры формы пишущего инструмента, с помощью которого строится контур. Имеется возможность задавать отношение ширины инструмента к его высоте и фиксировать разворот рабочей части инструмента. Это позволяет имитировать каллиграфические штрихи.
Разворот рабочей части инструмента аналогичен параметру, задающему разворот инструмента Smudge (Размазывание) вокруг вертикальной оси. Положительные значения угла соответствуют развороту его рабочей части против часовой стрелки от вертикального положения, отрицательные значения — развороту по часовой стрелке.
На рис. 7.6 представлены два варианта построения контуров одинаковых фигур, отличающиеся лишь углом разворота инструмента. В обоих случаях высота инструмента составляет 15 % от его ширины, в верхнем ряду угол наклона составляет 40°, а в нижнем -40°. Шириной пишущего инструмента управлять нельзя — она определяется шириной линии обводки.
Рис. 7.6. Два варианта выбора наклона пера для контуров
Форма пишущего инструмента получается преобразованием масштабирования, примененного к исходной форме — квадрату или кругу. Выбор между этими формами определяется способом оформления углов контура. При выборе заостренных или срезанных углов в качестве исходной формы используется квадрат, при выборе закругленных углов — круг. Если в качестве завершителей контура выбраны закругления, то преобразование масштабирования пишущего инструмента оказывает влияние и на их форму — края контура будут обрезаться не по окружности, а по форме пишущего инструмента.
Взаимное расположение заливки и контура объекта
П о умолчанию контур изображается поверх заливки объекта, ограниченного замкнутой линией. При большой толщине контура и малых размерах объекта это обстоятельство оказывает существенное влияние на внешний вид изображения. На рис. 7.7 поверх прямоугольника расположены два блока фигурного текста, состоящие каждый из одного слова. Для обоих блоков задана заливка черным цветом и кегль 24 пункта, а также режим построения контура белого цвета толщиной 4 пункта.
Рис. 7.7. Расположение контура поверх заливки и позади заливки
В идно, что в левом блоке контуры целиком перекрыли не только штрихи букв, но и внутренние просветы (например, в букве «о»). Для правого блока задан режим размещения контуров позади заливки, в результате буквы не исказились, а надпись в целом оказалась отделенной от фона просветом, что визуально подчеркнуло ее, сделало более броской.
Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта
Итак , соотношение размера объекта и толщины его контура может оказывать существенное влияние на внешний вид изображения. Однако размеры объектов могут меняться в результате преобразований, тогда это соотношение может нарушиться, что приведет к нежелательному искажению авторского замысла. На рис. 7.8 представлено две группы объектов, в каждую из которых входят квадрат и круг с заданными контурами. Под объектами представлены результаты их масштабирования: сначала пропорционального с коэффициентом 50 %, а затем — непропорционального, только по вертикали, с коэффициентом 10 %.
Рис. 7.8. Влияние режимов неизменной (слева) и пропорциональной (справа) толщины контура при масштабировании объектов
У левой группы объектов толщина контура при преобразовании остается неизменной (этот режим принят по умолчанию). Для правой группы объектов задан режим пропорционального изменения толщины контура при выполнении преобразований, меняющих размеры объекта. Особенно заметна разница в степени искажения окружностей, сжимаемых в вертикальном направлении.
Инструменты для задания параметров контуров
Н аборы инструментов для обводки: помимо основного средства — диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) — в распоряжении пользователя имеются панель инструмента Outline (Контур), одноименная вкладка пристыковываемого окна Object Properties (Свойства объекта), панель атрибутов, пристыковываемое окно Graphic and Text styles (Стили графики и текста).
Самым мощным инструментом для обводки контуров является диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров), представленное на рис. 7.9, но во многих случаях достаточно функциональности панели инструмента Outline (Контур), представленной на рис. 7.10.
Рис. 7.9. Диалоговое окно Outline Pen
Рис. 7.10. Панель инструмента Outline
На панели инструмента Outline (Контур) представлены следующие кнопки.
- Outline Pen Dialog (Диалоговое окно параметров контура). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров), в котором содержатся все инструменты, управляющие параметрами контура.
- Outline Color Dialog (Диалоговое окно цвета контура). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно Outline Color (Цвет контура), аналогичное диалоговому окну назначения цвета заливки.
- No Outline (Удалить контур). Щелчок на этой кнопке отменяет построение контура для выделенных объектов.
- Hairline Outline (Визирная линия). Щелчок на этой кнопке изменяет толщину контурной линии на наименьшую из возможных. Полученная контурная линия называется визирной, ее толщина равна примерно 0,2 пункта. На некоторых устройствах вывода линии такой толщины не отображаются из-за ограничения разрешающей способности. По умолчанию именно такая толщина контура применяется ко всем объектам CorelDRAW кроме текстовых (для них по умолчанию контуры вовсе не строятся).
- Группа кнопок, устанавливающих толщину контура, равной соответственно 0,5, 1, 2,8,16 и 24 пункта. При щелчке на любой из этих кнопок соответствующее значение назначается управляющему параметру толщины контура выделенных объектов.
- Color Docker (Пристыковываемое окно цвета). Щелчок на этой кнопке раскрывает соответствующее пристыковываемое окно, с помощью элементов управления которого можно задать значения параметров цветовой модели для линий контуров выделенных объектов.
В тех случаях, когда функциональности панели инструмента Outline (Контур) недостаточно, пользуются элементами управления, находящимися в диалоговом окне Outline Pen (Перо для контуров).
- Color (Цвет). Щелчок на этой кнопке раскрывает палитру цветов. Расположенная в палитре кнопка Other (Другие) раскрывает диалоговое окно Select Color (Выбор цвета), аналогичное диалоговому окну Fill Color (Цвет заливки), рассматривавшемуся в предыдущем уроке. Это диалоговое окно дает доступ ко всем возможностям настройки цвета, предоставляемым CorelDRAW.
- Width (Толщина). Значение этого счетчика определяет толщину контура. Справа от него расположен раскрывающийся список, позволяющий выбрать желаемые единицы измерения толщины (по умолчанию — пункты).
- Style (Вид). Раскрывающийся список, графические альтернативы которого дают возможность выбрать один из стандартных типов контурной линии.
- Edit Style (Правка вида). Щелчок на этой кнопке раскрывает диалоговое окно, управляющие элементы которого позволяют построить новый вид контурной линии и сохранить его для дальнейшего использования.
- Line caps (Завершители). Группа переключателей выбора завершителя контурной линии.
- Corners (Углы). Группа переключателей, определяющих способ оформления контура в точках излома линии при углах смежных сегментов, не превышающих предела среза (см. выше).
- Behind fill (Заливка позади контура). Флажок, определяющий режим отображения контура по отношению к заливке замкнутого объекта. По умолчанию флажок сброшен.
- Scale with image (Сохранять пропорции). Флажок, определяющий поведение толщины контура при изменении размеров объекта. По умолчанию флажок сброшен.
- Calligraphy (Каллиграфия). Группа элементов управления, позволяющих задавать форму пишущего инструмента. Счетчики задают соотношение ширины и высоты рабочей части пишущего инструмента, а также его угол разворота; область предварительного просмотра схематически отображает форму пера (на которую влияет также и выбранный тип завершителя линии).
Перетаскивая произвольную точку в области предварительного просмотра, соотношение ширины и высоты рабочей части пишущего инструмента можно менять интерактивно.
- Arrows (Наконечники). Пара кнопок, соответствующих наконечникам, размещаемым в начальном и конечном узлах разомкнутой линии. При щелчке на любой кнопке раскрывается палитра со стандартными наконечниками, для выбора которых достаточно щелчка мышью. Палитра снабжена полосой прокрутки, поскольку стандартных наконечников очень много. По умолчанию наконечники не назначаются.
- Options (Настройка наконечника). Щелчок на любой из двух кнопок раскрывает контекстное меню наконечника, команды которого позволяют менять наконечники местами, редактировать форму стандартного наконечника или создавать наконечники оригинальной формы.
Некоторые элементы управления рассмотренного диалогового окна присутствуют также на панели атрибутов инструментов для построения линий, представленной на рис. 7.11.
Рис. 7.11. Элементы управления контуром на панели атрибутов
К сожалению, на панели атрибутов элементы управления контуром присутствуют далеко не всегда. В частности, их нет на панели атрибутов, соответствующей любому из инструментов для построения примитивов, нет их и в случае совместного выделения нескольких объектов. Из-за этого панель атрибутов не может служить основным инструментом обводки контуров.
Процедура назначения параметров контура
После того как мы ознакомились с определяющими вид контура параметрами модели линии и с инструментами, позволяющими задавать значения этих параметров, сама процедура обводки оказывается достаточно простой.
1. Выделите объекты, контуры которых вы хотите изменить.
Если требуется изменить принятые по умолчанию параметры контуров, следует, напротив, отменить выделение всех ранее выделенных объектов, а далее процедура изменения параметров, принятых по умолчанию, не отличается от стандартной процедуры обводки.
2. Щелкнув на кнопке инструмента Outline (Контур) в наборе инструментов, раскройте панель этого инструмента и выберите толщину обводки. Если нужна более точная настройка толщины, щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Pen (Перо для контуров).
3. Чтобы задать цвет контура, щелкните правой кнопкой мыши на образце цвета экранной палитры или перетащите этот образец на линию. Для более точной настройки цвета на панели инструмента Outline (Контур) щелкните на кнопке, раскрывающей диалоговое окно Outline Color (Цвет контура).
При перетаскивании образца цвета необходимо следить за формой указателя. Для назначения цвета контура он в момент отпускания кнопки мыши должен сопровождаться квадратиком выбранного цвета с белой серединой . Если середина квадратика будет того же цвета, что и края, произойдет назначение цвета заливки, а не контура.
4. Назначение вида контура, завершителей, углов, наконечников и параметров пишущего инструмента выполняется с помощью элементов управления диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров) или панели атрибутов.
Некоторые модификации контура (например, завершители и наконечники) имеют смысл только для незамкнутых линий. Однако их можно задать и для замкнутых линий. Значения управляющих параметров будут запомнены, хотя и не повлияют на внешний вид объекта. Но если впоследствии линия будет разомкнута, например, с помощью инструмента Knife (Лезвие), эти параметры сразу же окажут влияние на внешний вид объекта.
Упражнение 7.1. Обводка контуров
Выполняя это упражнение, мы освоим приемы построения контуров, а также повторим прием назначения объекту градиентной конусной заливки.
1. В качестве разминки рекомендуется самостоятельно воспроизвести изображения, представленные на рис. 7.1-7.8, — теперь вашей квалификации вполне достаточно для этого.
2. В качестве основного задания построим стилизованную виньетку с авиационной тематикой, представленную на рис. 7.12.
Рис. 7.12. Этапы построения виньетки
3. Начните с построения квадрата со стороной 8 см. С помощью панели атрибутов задайте закругление углов квадрата, введя значение управляющего параметра закругления любого из углов, равное 75.
4. Щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов, преобразуйте полученную фигуру в кривые. Выберите инструмент Shape (Форма) и выделите им все узлы новой кривой, растягивая вокруг нее прямоугольную рамку выделения. Щелкните на кнопке разъединения кривой на панели атрибутов . В результате кривая будет разделена на восемь ветвей — в каждом из выделенных узлов. Выберите команду Arrange — Break Apart ( Упорядочить — Разъединить кривая ), и ветви кривой станут самостоятельными объектами.
5. Выберите инструмент Pick (Выбор) и с его помощью выделите четыре прямолинейных отрезка. Отмените построение контуров для этих объектов. После этого они перестанут отображаться на экране.
6. Отмените выделение и, удерживая нажатой клавишу <Shift>, поочередно щелкните на четырех дугообразных объектах, чтобы совместно выделить их.
Выделить дуги, растягивая вокруг них прямоугольник выделения, нельзя — в выделение попадут хоть и невидимые, но вполне реальные прямолинейные объекты.
7. С помощью панели атрибутов выберите и назначьте полукруглым объектам наконечник в виде аэроплана. Для второго конца контурных линий назначать наконечник не следует. Установите ширину контурной линии равной 4 пунктам.
8. Изображение должно выглядеть так, как показано на рис. 7.12 слева. Однако плоские концы линий выглядят как-то не в стиле виньетки. Выделите правую нижнюю дугу и выберите команду Arrange — Convert Outline To Object ( Упорядочить — Преобразовать абрис в объект ). Теперь контур преобразован в кривую, точнее — в замкнутую кривую со сплошной заливкой черным цветом.
9. Чтобы преобразовать бывший плоский конец линии в изящно тающий инверсионный след, примените к этому объекту градиентную коническую заливку, схема которой представлена на рис. 7.12 справа.
10. Остается проделать два предыдущих шага с остальными видимыми объектами виньетки .
Что нового мы узнали
В этом уроке мы освоили такие новые понятия, как:
- контур;
- процедура обводки;
- толщина контура;
- вид контура;
- завершители незамкнутого контура;
- углы контура: заостренный, закругленный и срезанный;
- предел среза;
- наконечники контура;
- перо контурной линии.
Мы овладели следующими основными приемами:
- назначение параметров контура при помощи диалогового окна Outline Pen (Перо для контуров);
- назначение параметров контура при помощи панели инструмента Outline (Контур);
- назначение цвета контура и отмена построения контура при помощи экранной палитры;
- преобразование контурной линии в самостоятельный объект.
Источник:
Миронов Д.Ф. CorelDRAW 12: Учебный курс. — СПб: Питер, 2005.
Как сделать обводку в кореле
Применить и настроить эффект Контур можно разными способами. Назначается эффект с помощью соответствующего инструмента или в докер-окне. Настройка может быть выполнена интерактивными маркерами или кнопками на панели атрибутов
Чтобы создать эффект с помощью инструмента, необходимо выделить исходный объект, затем выбрать инструмент Contour (Контур) (рис. 1).
Рис. 1. К выделенному пятиугольнику применяется инструмент Contour (Контур). Указатель изменился (справа)
В результате указатель мыши изменится, и на панели атрибутов появятся соответствующие элементы управления. Необходимо щелкнуть мышью по объекту и перетащить указатель в нужном направлении. Перемещение указателя внутрь объекта (рис. 2а) создаст внутренний контур Inside Contour (Внутрь), перетаскивание в обратном направлении (рис. 2б) приведет к созданию внешнего контура Outside Contour (Наружу).
Рис. 2. Создание внутреннего (а) и внешнего (б) контура
Чтобы создать контур с помощью пристыкованного окна (докера), необходимо выделить объект, выбрать нужные настройки, а затем нажать кнопку Apply (Применить). В этом случае перетаскивать указатель мыши не понадобится. Эффект Контура будет построен немедленно после нажатия этой кнопки (рис. 3).
Рис. 3. Создание внутреннего контура с помощью пристыковываемого окна. Слева — результат применения эффекта Контур
Программа CorelDRAW предлагает три вида контура: To Center (К центру), Inside Contour (Внутрь) и Outside Contour (Наружу). Первые два вида создают контур внутри объекта, третий — вокруг объекта. Контур к центру создается таким образом, чтобы созданные фигуры заполнили весь объект (рис. 4б), позволяется настроить только расстояния между фигурами. При создании внутреннего контура можно настроить как число фигур, так и расстояние между ними (рис. 4г).
Рис. 4. Исходный объект (а) и результат создания трех типов контура: To Center (б); Outside Contour (в); Inside Contour (г)
Для переключения между видами контура используются соответствующие кнопки на панели свойств инструмента или флажки в докерокне.
Настраивать уже созданный контур возможно интерактивно с помощью маркеров и ползунка либо используя кнопки на панели атрибутов. Второй способ наиболее универсальный, так как панель свойств имеет доступ ко всем элементам эффекта. А вот интерактивные маркеры и ползунок могут изменить только количество фигур в группе контура и расстояние между ними.
Чтобы изменить число фигур в группе у внутреннего контура, следует перетащить квадратный маркер: внутрь фигуры — для увеличения числа объектов (рис. 5а) и наружу — для уменьшения их числа (рис. 5б).
Рис. 5. Изменение числа фигур у внутреннего контура с помощью квадратного маркера: а — увеличение, б — уменьшение
Для изменения числа фигур в группе внешнего контура квадратный маркер следует тащить в обратном направлении: наружу — чтобы увеличить число фигур (рис. 6а), внутрь — чтобы уменьшить их количество (рис. 6б).
Рис. 6. Изменение числа фигур у внешнего контура: а — увеличение, б — уменьшение
Для изменения расстояния между фигурами группы используется белый ползунок. Чтобы уменьшить расстояние, следует сместить ползунок вправо для внутреннего контура (7а) и влево — для внешнего контура (7б). При этом число фигур меняется автоматически.
Чтобы можно было независимо влиять на эти два параметра, используются соответствующие кнопки на панели атрибутов: Contour Steps (Шаги) для задания количества фигур в группе (этот параметр недоступен для контура К центру) и Contour offset (Смещение) для задания расстояния между фигурами в группе.
Рис. 7. Уменьшение расстояния между фигурами в группе: а — для внутреннего контура, б — для внешнего контура
Цветовой результат эффекта зависит как от цвета заливки и контура (абриса) исходного объекта, так и цвета заливки и контура самого инструмента Контур. Для настройки цветов эффекта используются кнопки на панели атрибутов. Если цвета эффекта совпадают с цветами исходного объекта, мы получаем самый простой эффект (рис. 8а). Если цвета эффекта и исходной фигуры не совпадают, группа фигур контура плавно перекрашивается от исходного к конечному цвету (рис. 8б, в).
Рис. 8. Примеры настройки цвета эффекта Контур (б, в). Исходная фигура (а) имеет контур красного цвета и однородную заливку розового цвета
Если исходный объект имеет градиентную заливку, то на панели атрибутов будут доступны два цвета для заливки. На рис. 9 приведены примеры настройки такого типа заливки.
Рис. 9. Примеры настройки цвета эффекта Контур (б, в). Исходная фигура (а) имеет контур красного цвета и фонтанную заливку: линейный градиент от розового к малиновому цвету
Важно запомнить следующий момент — эффект Контур задает заливку и контур только в том случае, если таковые имеются у исходного объекта. Например, если исходный объект имеет контур, но не имеет заливки, эффект Контур также будет содержать только настройку для контура.
Аналогично эффекту Перетекание для Контура можно задать варианты перетекания спектра цвета: прямое (рис. 10а), по часовой стрелке (рис. 10б) и против часовой стрелки (рис. 10в).
Рис. 10. Варианты перетекания спектра цвета: прямое (а), по часовой стрелке (б), против часовой стрелки (в)
Как и Перетекание, эффект Контур имеет настройку ускорения, которое позволяет добиться неравных промежутков между фигурами группы контура и смещения цвета в сторону цветов исходного (рис. 11б) или конечного (рис. 11в) объекта. Для этого следует удалить связь между цветом и объектом, что позволит настраивать ускорение цвета и объектов независимо друг от друга.
Рис. 11. Примеры настройки ускорения Контура: а — ускорение цвета и объектов связаны; б — ускорение объектов смещено в сторону исходного объекта; в — ускорение цвета смещено в сторону конечного объекта
По умолчанию все изменения, внесенные в исходный объект, сразу же влияют на связанную группу. Но если требуется независимо настроить управляющий объект от группы контура, эту связь необходимо разорвать. Для этого следует выделить объекты и нажать комбинацию клавиш Ctrl+K или выполнить команду Arrange (Упорядочить) → Break Contour Group Apart (Разъединить контурную группу). При отделении контура от управляющего объекта группа контура рассматривается как один объект. Чтобы настраивать фигуры, входящие в группу, по отдельности, необходимо их предварительно разгруппировать. Так и было сделано на рис. 12 перед тем, как перекрасить три пятиугольника из группы контура.
Рис. 12. Для перекрашивания трех объектов из группы контура было проведено отделение контура от управляющего объекта. Слева — исходный эффект
При задании небольшого числа шагов контура получается «ленточный» эффект, который можно применять, например, при имитации глубины или рисовании карт температур. На рис. 13 приведена иллюстрация карты глубин озера Байкал. Изображение озера состоит из трех объектов, к двум из которых применен эффект Контур с количеством шагов 2, у контура нижнего объекта число шагов увеличено до 3.
Рис. 13. Эффект Контур с небольшим числом шагов создает пошаговый переход между цветами (в данном случае — между оттенками синего цвета): а — исходная заливка со сплошными цветами, б — пример с эффектом контура
При увеличении числа шагов возникает эффект плавного перехода от одного цвета к другому, который можно использовать для имитации объема. Рассмотрим пример рисования яблока с применением разного числа шагов эффекта Контур:
1. Сначала нарисуем два пересекающихся овала и сгруппируем их. Такую форму будет иметь наше будущее яблоко (рис. 14а).
2. Используем к овалам внешний контур с шагом 1 и со смещением в 57 мм, чтобы получить очертания яблока, но без внутренних пересечений (рис. 14б).
3. Отделяем контур от управляющего объекта (Ctrl+K) и удаляем управляющий объект (рис. 14в).
4. Закрашиваем полученную фигуру сплошной заливкой красного цвета, удаляем контур (абрис) объекта (рис. 14г).
Рис. 14. Схема рисования яблока: а — созданы два пересекающихся овала; б — к группе применен внешний контур с шагом 1; в — контур и управляющий объект разъединены, исходный объект удален; г — полученная фигура закрашена красным цветом, контур (абрис) удален; д — к фигуре применен внутренний контур желтого цвета с большим числом шагов
5. Применяем к фигуре внутренний контур с большим числом шагов и минимальным смещением. Цвет контура назначаем желтым. Если вас не устраивает вариант перехода от красного к желтому цвету, полученный автоматически, его можно настроить, изменив ускорение цвета и объекта. Но предварительно не забудьте разорвать связь между ними. В примере ползунок ускорения объекта был сдвинут влево. Дорисовываем листья и плодоножку (рис. 14д).
Используя большое число шагов и незначительную величину смещения, инструментом Контур можно также нарисовать тень или свечение объекта (рис. 15а, б).
Рис. 15. Для изображения тени и свечения использовался внешний контур: а — для тени: число шагов 900, смещение 0,025 мм; б —для свечения: число шагов 100, смещение 0,125 мм
Направление контура К центру (To center) идеально подойдет для рисования мишени с соблюдением требований Международной федерации спортивной стрельбы: «единица» — 500 мм, черное «яблоко» — 200 мм, расстояние между линиями — 25 мм.
1. Рисуем окружность диаметром 500 мм. Настраиваем цвет абриса — черный, цвет заливки — белый (рис. 16а).
2. Применяем эффект контура К центру (To center) со значением смещения 25 мм. Число шагов инструмент определит автоматически (рис. 16б).
3. Отделяем эффект контура от управляющего объекта и проводим разгруппировку объектов. Выделяем четыре внутренних круга и перекрашиваем для них цвет абриса и заливки: абрис — белый, заливка — черная (рис. 16в).
4. Наносим цифры (рис. 16г).
Рис. 16. Схема рисования мишени: а — создана окружность диаметром 500 мм с белой заливкой и черным абрисом; б — применен эффект контура К центру; в — для четырех внутренних кругов изменены цвета абриса и заливки на противоположные; г — нанесены цифры
Этот же вид контура с небольшим числом шагов и величиной смещения в несколько миллиметров можно использовать для рисования игровых лабиринтов. Немного отредактировав построенный контур, можно получить, к примеру, лабиринт, представленный на рис. 17б.
Рис. 17. Пример лабиринта, созданного на основе эффекта контура К центру: а — этапы построения лабиринта; б — итоговый рисунок
Как упоминалось ранее, если у исходного объекта цвет заливки не задавать, то группа объектов контура также не будет иметь заливки. Это свойство эффекта было использовано для создания примера на рис. 18. Контурами объектов являются коричневые линии, повторяющие форму чайки и текста. Контур применен прямо к тексту, предварительной конвертации его в кривые не проводилось. Для создания эффекта полупрозрачных букв была создана копия текста, закрашенная сплошной заливкой темнокоричневого цвета, и к ней была применена линейная интерактивная прозрачность.
Отметим, что внешний контур имеет одну очень интересную особенность. В отличие от внутренних контуров он может быть применим к открытому пути. Более того, если величина смещения больше толщины кривой, то, задав заливку контура, можно создать впечатление, что полученная фигура имеет заливку, хотя на самом деле это всего лишь незамкнутая кривая, которая в принципе заливки иметь не может (рис. 19).
Для копирования эффекта Контур используется кнопка Copy contour properties (Копировать свойства контура) на панели атрибутов инструмента или команда Effects (Эффекты) → Copy Effect (Скопировать эффект) → Contour From (Контур). Необходимо выбрать объект, к которому требуется применить эффект. Нажать кнопку или выполнить команду, а потом щелкнуть появившейся толстой черной стрелкой по тому объекту, с которого вы собираетесь скопировать эффект. Таким способом на рис. 18 был скопирован эффект с изображения чайки на текст, а потом у полученного результата было немного увеличено число шагов контура.
Рис. 18. Созданный эффект Контур не имеет заливки, цвет меняется только у абриса группы контура
Рис. 19. Внешний контур применен к открытому пути: а — исходная незамкнутая кривая толщиной 2 мм; б — результат внешнего контура с шагом 1 и смещением 2 мм; в — внешний контур с числом шагов 1 и смещением 4 мм
Многие из приведенных здесь примеров можно было получить и с помощью инструмента Перетекание, например яблоко, мишень или тень со свечением. Но для создания внутреннего затенения для объекта инструмент Blend (Перетекание) не слишком подходит. На рис. 20 приведены два примера с использованием обоих эффектов. К надписи на рис. 20а был применен эффект Контура с направлением К центру (To center) и с небольшим значением смещения 0,4 мм. В результате мы получили то, что хотели. А вот на рис. 20б выполнено перетекание от большого объекта к маленькому. Как видно, эффект сосредоточен внутри большей надписи, а промежуточные объекты перетекания непропорционально масштабируются. Получается, что для создания плавно затененных объектов необходимо использовать внутренний контур с большим числом шагов и небольшим значением смещения или контура К центру со значением смещения меньше 1 мм.
Рис. 20. Для создания внутреннего затенения объекта идеально подходит инструмент Контур (а), а инструмент Перетекание непропорционально масштабирует части промежуточных объектов (б)
Как в кореле выделить контур объекта
Инструмент Contour (Контур) в CorelDRAW
Простой пример использования эффекта Контур
- Направление. Доступны три варианта: To center (к центру), Inside (внутрь), Outside (наружу). При выборе первого варианта, объект будет полностью «покрыт» эффектом, при этом количество «ступеней» будет автоматически рассчитано на основе параметра Offset (см. далее).
- Steps (Шаги). Доступен только при выборе направления Inside (внутрь) или Outside (наружу), и задаёт количество «ступеней» контура.
- Offset (Смещение). Задаёт интервал между контурами объекта.
- Направление перетекание цвета. Доступны три варианта: Linear (линейное), Clockwise (По часовой стрелке), Counterclockwise (против часовой стрелки).
- Цвета. Настройки цветов для конечного контура. Для заливки и абриса цвет задаётся отдельно. Если исходный объект имеет градиентную заливку, в настройках цвета контура будет доступно два цвета для заливки.
Важно запомнить следующий момент — контур создаёт заливку и абрис только в том случае, если таковые имеются у исходного объекта. Например, если исходный объект имеет абрис, но не имеет какой либо заливки, эффект контур так же будет содержать только абрис. - Object and color acceleration (Ускорение объекта и цвета). Задаёт частоту с которой меняется размер и цвет от начала к концу эффекта. По умолчанию бегунки установлены по центру, что соответствует равномерному распределению.
- Copy & Clear (Копирование и удаление эффекта). Первая кнопка позволяет скопировать эффект с другого объекта и применить его к текущему. Последняя же, удаляет эффект с объекта.
Маркеры интерактивного редактирования эффекта Контур