Чем заменить 6ж8
Перейти к содержимому

Чем заменить 6ж8

  • автор:

 

Чем заменить 6ж8

Порядок устранения дефектов
в радиоаппаратуре

При устранении неисправности следует определить появилась ли неисправность в процессе эксплуатации аппарата или была с момента изготовления

Если, устраняя "прирожденный" дефект, можно принимать меры, затрагивающие принципиальную схему аппарата или связанные с изменением номиналов отдельных деталей, то неисправности, возникшие в процессе эксплуатации, должны устраняться лишь такими способами, которые не ведут к отклонениям от принципиальной схемы. В этом случае, заменяя испорченную деталь новой, следует подбирать деталь того же типа, что и заменяемая, потому что в радиоаппаратуре часто существенную роль играет даже конструкция детали (особенно в ВЧ цепях).

Отметим в частности, что в современных радиовещательных приемниках, снабженных несколькими громкоговорителями, для обеспечения высокого качества звучания громкоговорители даже в пределах одного типа подбираются с определенными резонансными частотами. Поэтому, например, замена неисправного громкоговорителя новым того же типа, но без учета резонансной частоты данного экземпляра, может приводить к ухудшению акустических характеристик приемника.

Далее отметим, что современная промышленная технология изготовления радиодеталей, как правило, достаточно сложна и включает в себя многие операциии, обычно недоступные в условиях радиоремонтных мастерских, как например, прессование, обжиг в специальных газовых средах, высокотемпературные обработки, пропитка в вакууме, серебрение и т.д. Такие процессы используются для достижения высоких качественных показателей радиодеталей, обеспечивающих стабильную и надежную их работу. Поэтому испорченные детали в большинстве случаев лучше всего заменить новыми и лишь при простейших, легко устранимых дефектах можно рекомендовать ремонт неисправных деталей.

К сильному снижению надежности аппарата приводит ремонт деталей, сопровождающийся вскрытием герметезированных объемов. Если из-за недостаточного ассортимента запасных деталей приходится применять заменяющую деталь другого типа, то надо убедиться в том, что выбранная деталь соответствует заменяемой по всем параметрам, определяющим ее действие в данной цепи. Так, например, при замене постоянного сопротивления наряду с номиналом надо сохранить допустимую мощность рассеяния. при замене конденсатора постоянной емкости нельзя снижать рабочее напряжение, брать конденсатор с худшим значением tg и другим ТКЕ для высокочастотных цепей, с повышенной утечкой (разделительный конденсатор в низкочастотных каскадах).

Одним словом, при таких заменах следует учитывать те же соображения, что и при выборе деталей вновь монтируемого радиоаппарата.

Взаимозаменяемость ламп

 

При отсутствии запасной лампы вместо неисправной иногда приходится устанавливать лампу другого типа. Ниже приведены данные, которыми можно руководствоваться при подобных заменах.

Ламповый гитарный усилитель на 6Ж8 и 6П6С

Недавно подвернулась лампа 6П6С и я решил собрать гитарный усилитель используя её. Из всех схем решил взять схему Fender’a 60х годов с аналогичной лампой на выходе. В оригинальной схеме Fender Champ 5C1 на входе использована лампа-пентод, что и обеспечивает достаточную чувствительность усилителю. Для такой работы была выбрана лампа 6Ж8, которая так же является полным аналогом используемой в оригинальной схеме лампы. И так как лампы по своим характеристикам идентичны зарубежным, схема не менялась и выглядит так:

Схема лампового гитарного усилителя на лампах 6Ж8 и 6П6С

Единственное изменение – Л3. Вместо оригинального аналога 5Ц4М я решил использовать 6Ц5С, так как у него меньше ток накала и наличие всех необходимых характеристик. Выходная мощность составляет 4 Ватта чистого сигнала. Полная мощность с перегрузом – 5 Ватт.

Теперь немного про использованные комплектующие. Входной и переходной конденсаторы были использованы типа к40п-2а на 400В. Конденсатор С2 – пленка. Переменный резистор ALPHA.

Монтировать усилитель я решил на фольгированном стеклотекстолите. В конечном итоге монтаж элементов у меня выглядит вот так:

Тема: SE 6ж8 6п31с

SE 6ж8 6п31с

Не заслуженно редкий в повторении усилитель на 6п31с. Не пользуется популярностью, видимо, благодаря его линейному, "студийному" звучанию. Изначально приобрел его с рук, на советских лампах и с намотанными в ручную трансформаторами, 6п31с в триоде, 6ж8 в пентоде, без кенотрона, выполнен мастером из Ростова.

Точной схемы нет. Схема Пузанова 6ж8 6п31с — лишь мое предположение.

При первом прослушивании был удивлен его не плохим детальным звучанием и линейностью, однако студийному транзисторному adcom gfa-545 он уступал по детальности, но характер звука был схож в плане линейности.
Первым делом сменил лампы на импортные rca 6sj7 tesla EL36 nos, звучание преобразилось. Далее заменил конденсаторы межкаскадные и в блоке питания на аудиофильские — стало чуть больше детальности, панорамы, ровнее бас, но изменения не столь сильные, как от ламп. По детальности играл на уровне adcom-а, но бас все равно был хуже, не хватало глубины. Последний шаг — замена выходных трансформаторов на трансы от золотой середины, замена некоторой проводки. Слышно стало все, нюансы четче и проработанней, панорама воздушней, бас глубже. Звучание в целом нейтральное, без приукрас, а лампа делает его живым, рельефным, убирает "цифровые сибилянты", считаю именно в этом заслуга лампы, а не в их окрасе звука, впрочем это уже дело вкуса. Думаю, получившийся аппарат смело можно подключать к акустике вплоть до 3-4 тысяч долларов.
После изменений:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *