Орлёнок (велосипед)
«Орлёнок» (Ereliukas) — советский массовый и культовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед, предназначенный для детей 7—14 лет.
История
Появился в начале 1950-х годов в Минске. В 1950-е годы ММВЗ освоил выпуск и подростковых моделей «Орлёнок» и «Ласточка».
«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 (напр. «Украина»), в то время как рамы ранних выпусков (до начала 80-х) имели характерную сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т. п.).
Будучи того же класса, что и «Школьник» (правда, заметно больше последнего по размерам), «Орлёнок» тем не менее котировался намного выше своих конкурентов.
Модели
Выпускались две модели:
- «Эрелюкас» (лит. Ereliukas , рус.орлёнок ) для мальчиков (с верхней трубой)
- «Крегждуте» (лит. Kregždutė , рус.ласточка ) для девочек (женская рама).
Выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в г. Шяуляе Литовской ССР.
Модель | 171–831,171–821 ГОСТ 6693–74 |
База, мм | 975 |
Высота рамы, мм | 440 |
Руль | поворотный, регулируемый по высоте |
Число зубьев ведущей звездочки | 44 |
Число зубьев ведомой звездочки | 19 |
Втулка заднего колеса | тормозная со свободным ходом |
Размер шин, мм | 37–533 (24×1,5) |
Цепь | ПР 12, 7–900–2, ГОСТ 13658–75 (100 звеньев) |
Масса без принадлежностей и оборудования, кг | 12,5 |
Ссылки
- Типы велосипедов
- Шяуляй
- Литовская ССР
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Орлёнок (велосипед)» в других словарях:
Орлёнок — Орлёнок многозначный термин. Орлёнок (мн. ч. орлята) птенец орла и орлицы. Орлёнок прозвище сына Наполеона I. «Орлёнок» (фр. L Aiglon) пьеса Эдмонда Ростана о жизни сына Наполеона I (1900). «Орлёнок» широко… … Википедия
Велосипед — Привод Мускульная сила водителя П … Википедия
Орленок (велосипед) — «Орлёнок» (Ereliukas) советский массовый и культовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед, предназначенный для детей 7 14 лет. «Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного… … Википедия
Орленок — Орлёнок птенец орла: «Орлёнок» широко известная и знаковая в СССР комсомольская песня Виктора Белого на стихи Якова Шведова. Кинофильм «Орлёнок», СССР (1957). Мультфильм «Орлёнок», СССР (1968). «Орлёнок» Всероссийский детский центр место отдыха и … Википедия
Велик — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия
Велосипеды — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия
Костотряс — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия
Мопед — … Википедия
Пермь — У этого термина существуют и другие значения, см. Пермь (значения). Город Пермь Флаг Герб … Википедия
Минский мотоциклетно-велосипедный завод — OAO «Мотовело» ММВЗ, Motovelo Corp. Тип Открытое акционерное общество Год основания 6 ноября 1945 года Расположение … Википедия
Велосипед «Орленок» — мечта любого советского школьника
В середине прошлого века в СССР каждый без исключения школьник мечтал об этом легендарном велосипеде — «Орленок». Этот велосипед являлся самым желанным подарком для любого подростка от 7 до 15 лет.
В сознании советского школьника «Орленок» был, порой, несбыточной мечтой и наивысшей наградой за старания.
Это был красавец-велосипед, примерно с такой же рамой, что и на «Украине», а высотой доходил до груди среднестатистическому советскому подростку. На велосипеде были установлены колеса диаметром в 24 дюйма.
Об истории советского велосипеда «Орленок», его моделях и их технических характеристиках читайте в данном материале.
Советские велосипеды «Орленок»
История
Этот велосипед в начале пятидесятых годов прошлого века стал выпускаться на Минском заводе.
«Орлёнок» являлся своеобразным переходным типом от двухколесного велосипеда для младших школьников «Ветерок»к дорожным велосипедам, разработанным для взрослых.
Так, сперва эти велосипеды выпускались с верхней сдвоенной рамой, а на последних моделях рама у «Орленка»- это практически точно уменьшенная рама модели В110 («Украина»).
Велосипед пользовался бешеной популярностью у детей и подростков младшего и среднего школьного возраста.
Он обгонял по размерам не менее популярный «Школьник» и гораздо выше ценился, нежели конкуренты.
Дело в том, что при производстве «Орленка» применялась отличающаяся надежностью втулка заднего колеса«Торпедо» — точно такая же, как и на дорожных велосипедах для взрослых. К примеру, на ближайшем конкуренте, «Школьнике», применялась втулка завода ГАЗ. Она быстро выходила из строя.
Помимо Минска, «Орленок» выпускался еще и в Литве, на Шауляйском заводе.
Модели и их технические характеристики
Для мальчиков и девочек выпускались разные модели:
- «Эрелюкас». Эта модель с двойной верхней трубой была сделана специально для мальчиков. В переводе с литовского означает «Орленок».
- «Крегждуте» — эта модель предназначалась для юных леди. В переводе с литовского означает «Ласточка».
Высота рамы на моделям составляла четыреста сорок миллиметров, а высота базы – 975.
Руль был поворотным и регулируемым по высоте. Втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом.
Масса велосипеда составляла двенадцать с половиной килограммов.
«Орленок» был предназначен для поездок абсолютно по любым трассам. Он был укомплектован аптечкой для ремонта шин, насосом, а также масленкой.
Также можно было дополнительно купить:
- фару,
- счетчик преодоленного расстояния,
- генератор.
Но даже без дополнительного оборудования этот велосипед был настоящим богатством для подростков, своеобразным статусом.
Ведь в советское время на велосипедах проводили достаточно большое количество времени, а когда хозяин «Орленка» взрослел, он передавал байк по наследству младшим братьям, либо друзьям. Поэтому даже «бэушный» велосипед был предметом зависти и гордости.
Отзывы о велосипедах Орленок
Некоторые владельцы этого велосипеда вспоминают, что изначально «Орленок» частенько требовал ремонта и «капризничал». Наиболее частой проблемой был соскок цепи.
Однако затем, после совершенствования моделей, велосипед стал более надежным. В частности, спаянная рама первых моделей превратилась в такую, которую имел велосипед для взрослых «Украина». Кроме того, у подросткового велосипеда появились широкие хромированные крылья.
Покупались велосипеды в магазинах «Детский мир».
Какие еще модели велосипедов были популярны в СССР?
Наиболее популярными моделями велосипедов в Советском союзе были:
- «Школьник»,
- «Тахион»,
- «ЗиЧ-1»
- «Кама»
- «Украина»,
- «Урал»,
- «Спутник»,
- «Аист»,
- Москва-80″.
Для советских школьников слово «Орленок» всегда вызывало только хорошие ассоциации: пионерский лагерь, звучная песня, а также лучший в целом мире велосипед.
Велосипеды «Орленок»: история и характеристики
Советские дети не были избалованы множеством игрушек, компьютерными играми и прочими достижениями современности. Но это вовсе не означает, что их детство было скучным и неинтересным. Просто во второй половине ХХ века у детей и подростков были другие ценности и приоритеты.
Особенным событием жизни ребенка было приобретение подросткового велосипеда. Происходило это уже в сознательном возрасте – от 8 до 15 лет. Наличие такого средства передвижения говорило о достижении определенного этапа самостоятельности, поскольку отличия от взрослых моделей были лишь в размерах.
Велосипед «Орленок» занимал свое почетное место в списке самых желаемых подарков мальчишек советского времени. Так что же было в нем такого притягательного? Попробуем выяснить.
Исторические факты
Местом рождения велосипеда «Орленок» был Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ). Оборудование предприятия было завезено из Германии, и первые чертежи производимых транспортных средств разрабатывались с учетом опыта западных коллег. «Орленок» вошел в число тех трех моделей, что первыми сошли с конвейера завода. Такой же подростковый велосипед, только женской модификации, имел название «Ласточка».
В Беларуси их выпуск был запущен в 1949 году и продолжался до 1951 года. В этом же году производство переместилось на другой завод – в Прибалтику. Велосипеды для подростков теперь стали собирать на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе. Называться они стали тоже по-литовски:
- для мальчика – «Эрелюкас» (орленок);
- для девочки – «Крегждуте» (ласточка).
В своем первоначальном виде «Орленок» производился вплоть до 1978 года. Потом его рама подверглась небольшому видоизменению, но и эта модель имела широкую популярность среди подростков.