Мы вам велосипед — вы нам кредитку. Что не так с сервисом Velobike
В этой статье я хочу рассказать вам о московском сервисе Велобайк, который предоставляет услуги проката велосипедов в Москве. Как важен интерфейс и юзабилити для вашего решения и проработка деталей.
Создатели проекта рекламируют его как прекрасную альтернативу автомобилю. Они предлагают каждому желающему взять напрокат велосипед в любой удобной станции, совершить поездку, после чего сдать велосипед также можно будет на любой из станций, независимо от точки, где вы оформляли прокат.
Для того чтобы пользоваться услугами проката, вам понадобится зарегистрироваться на сайте (с любого компьютера, через мобильное приложение с телефона или через терминал прямо на станции). В процессе регистрации вы должны указать ФИО, свой номер телефона и электронную почту.
Для оплаты услуг проката вам потребуется любая банковская карта в формате ВИЗА или МАСТЕРКАРД. Казалось бы, удобная услуга и очень интересный проект – простое, удобное и полезное для здоровья решение. А если вспомнить еще и о знаменитых столичных «пробках», то идея проката велосипедов становится еще более привлекательным.
А причем тут интерфейс и что не так?
Проект сделан действительно качественно, сервис получился удобным и внешне привлекательным. Также и мобильное приложение для iOS выполнено на очень высоком уровне. Система действительно работает «как часы», разработчики действительно создали удобный и привлекательный для пользователей продукт.
Но здесь есть одна важная деталь: этот интерфейс может очень дорого стоить невнимательному пользователю!
Я думаю, что компания Велобайк – одна из первых «ласточек» в числе подобных проектов. Таких интерфейсов с каждым днем будет становиться все больше. Благодаря развитию интернета маркетологи своевремено получают актуальную информацию о вкусах и предпочтениях пользователей, а современные технологии позволяют воплотить все эти пожелания в жизнь в самые сжатые сроки при относительно скромных вложениях. Понятно, что в таких условиях число сервисов с привлекательным дизайном и качественным интерфейсом будет расти с каждым днем.
Как итог, такие параметры, как качественная реализация интерфейса и удобные дизайнерские решения уже не могут быть признаком надежности компании, которая предлагает тот или иной сервис. А потому пользователям необходимо научиться читать не только заголовки и обязательно между маркетинговыми ходами и призывами искать самое главное – подробные тарифы на все виды услуг.
Сервис Велобайк как CRM-система
Лично меня этот сервис привлек как одна из разновидностей реализации CRM-системы, т.е. автоматизации работы с клиентами. С одной стороны, компания Велобайк предоставляет очень востребованную в Москве услугу – удобный прокат велосипедов. При этом работа с клиентами максимально проста и автоматизирована. А потому этот сервис можно считать одним из видов CRM-системы.
На первый взгляд, работа с системой кажется очень простой и прозрачной:
- Выбираем один из тарифов: Сутки, Месяц или Сезон в зависимости от того, как часто планируем пользоваться услугами проката велосипеда.
- Приходим на велостанцию и берем велосипед на прокат – действительно быстро и очень просто.
- Совершаем поездку, после чего находим на карте в мобильном приложении ближайшую велостанцию и сдаем велосипед.
- Регистрация – всего один раз. Подтверждение регистрации – через смс, что также удобно и всегда очень просто. Оплата взымается автоматическим списанием средств с карты ВИЗА или Мастеркард. Также – экономия времени и комфорт для клиента.
Но наряду с несомненными достоинствами – простотой оформления проката, простотой возврата, автоматизацией оплаты – этот сервис имеет целый перечень недостатков, часть из которых создатели системы могут считать маркетинговым ходом, но для пользователей такой подход станет объективным минусом.
Давайте разберемся в тарифах
Итак, система Велобайк предлагает всем желающим 3 пакета тарификации: Сутки (150 руб.), Месяц (600 руб.) и Сезон (1200 руб.). Казалось бы, что может быть непонятного? Выбираем подходящий тариф, оплачиваем и пользуемся.
Но здесь и начинаются сложности. На самом деле, при выборе тарифа Сутки вы оплатили не целый день, как подумают многие, а всего лишь 30-минутную поездку. После чего либо начнется дополнительная тарификация, либо нужно найти велостанцию, сдать велосипед. И при желании в рамках оплаченного тарифа через 15 минут и более вы можете снова взять велосипед и …. снова получить 30 минут поездки в рамках тарифа и дополнительную оплату вне тарификации.
Реальные тарифы выглядят следующим образом: выбранный пакет плюс сумма из таблицы в зависимости от того времени, которое вы пользовались велосипедом (до велостанции включительно):
31-60 (до 1 часа) | 30 руб. |
61-120 (до 2 часов) | 100 руб. |
121-180 (до 3 часов) | 450 руб. |
181-360 (до 6 часов) | 1000 руб. |
от 6 до 24 часов (до суток) | 1500 руб. |
от 24 до 48 часов | 3000 руб. |
Более 48 часов | 30000 руб. |
И если на сайте эту информацию внимательный пользователь прочитает на странице ТАРИФЫ, то пользователи мобильного приложения (а именно они составляют большую часть клиентов сервиса) смогут увидеть эти тарифы только в том случае, если будут внимательно читать всю информацию, в том числе, в самом низу страницы, т.е. распоолженую далеко за пределами первого экрана и основных кнопок управления. Понятно, что в большинстве случаев до текста с подробным описанием тарификации в мобильном приложении люди просто не добираются.
Понятно, что получасовые поездки в условиях Москвы сложно себе представить. Разве что, если вы возьмете велосипед, чтобы покататься рядом с велостанцией для своего удовольствия. А потому реальная стоимость проката будет выше тарифа и, возможно, намного.
Итог — неприятные сюрпризы и списание значительных средств без реального согласия пользователя.
Еще один важный минус, о котором никто не спешит сообщить клиенту, это особенности возврата велосипеда. Дело в том, что таймер вашего пользования прокатом «тикает» с момента оформления велосипеда и до момента, когда вы сдаете его на одну из велостанций. Но даже 300 станций для Москвы – это совсем немного, и может оказаться, что рядом с вашим местом назначения такой станции не окажется.
Кроме того, на ближайшей к вам велостанции может не оказаться свободных мест, и тогда вам придется либо продолжать пользоваться велосипедом, пока такое место не освободится, либо ехать на другую велостанцию.
Частично этот вопрос может быть решен при помощи мобильного приложения, где вы сможете проверить наличие свободных места на нужной велостанции. Но никто не гарантирует, что к моменту вашего приезда эти места не окажутся занятыми.
И все это время сумма «пользования прокатом» будет продолжать взиматься!
Кроме того владельцы Велобайка очень вольно трактуют законодательство РФ и даже в некотором смысле присваивают себе функции судебной власти. Например, если у вас в период пользования угнали велосипед и вы не успели по той или иной причине обсудить с представителями Велобайка возникшую ситуацию, через 48 часов компания признает вас виноватым в краже и взыскивает с вас 30 000 рублей.
Сумма штрафа также списывается с вашей банковской карты автоматически без вашего ведома и согласия!
В результате получается:
- Если вы не сумели сдать велосипед на удобной для вас велостанции – вы продолжаете оплачивать ненужный вам прокат.
- Если по той или иной причине вы не сдали велосипед в течении 2 суток, он считается утерянным и с вашей карты автоматически взымается 30 000 рублей.
Почему я говорю о недостатке интерфейса?
Привлекательный дизайн в темных тонах, обилие функций и графики создают у польователя впечатление законченности и даже некоторой избыточности интерфейса. На самом деле, за таким красивым “фасадом” прячется отсутствие важной информации:
- Нигде не указано, что ваша карта привязана к аккаунту.
- Нигде не указано, что средства могут списываться без вашего согласия.
- И только внизу на странице тарифов имеется уведомление о повременной оплате и возможных штрафах.
Интерфейс, который должен максимально автоматизировать и упорстить обслуживание клиента, на самом деле скрывает в себе множество “подводных камней” и неприятных сюрпризов, из-за которых, казалось бы, очень удобный и привлекательный сервис становится САМЫМ ДОРОГИМ ПРОКАТОМ ВЕЛОСИПЕДОВ из тех, что я вообще когда-либо видел в жизни.
Безопасность вашей карты: сервис карту «фиксирует».
Я позвонил в обратную связь компании для того, чтобы уточнить, каким образом привязывается банковская карта, и почему об этом нет информации на сайте. Девушка из службы поддержки рассказала мне, что они не «привязывают» карту, а «фиксируют» ее. Я несколько раз переспросил, привязывают ли они карту? Сохраняют ли ее? И девушка мне несколько раз повторила: «Нет, мы только фиксируем ее».
Я настойчивый и позвонил на следующий день во второй раз, разговор бы немного иной но настрой тот же самый, в конце оператор просто бросил трубку.
Более того, согласно п. № 4 Пользовательского соглашения об обработке персональных данных, компания приравнивает номер банковской карты к персональным данным и берет на себя право свободно распространять эту информацию!
Таким образом, сервис нигде не уведомляет пользователя о привязке карты и о том, что оплата будет списываться автоматически без дополнительного подтверждения со стороны пользователя. Т.е. человек (клиент) компании при оплате тарифного плана, сам того не подозревая, дает разрешение компании Велобайк списывать со своей карты суммы до 30 000 рублей.
И еще один важный момент: минимальный тариф 150 руб. и сумма штрафа 30 000 рублей — просто не соизмеримы. Дело в том, что психологически человек устроет так, что при оплате 150 рублей он даже представить себе не может, что на самом деле он рискует суммой в 30 000 руб. И если не привлечь к этому факту его внимание, то в случае утери велосипеда или задержки с возвратом на срок более 48 часов, такое списание средств будет для большинства клиентов настоящим шоком.
Интерфейсы работы с клиентами и доступ к вашим средствам «по умолчанию»
На самом деле, Велобайк – далеко не единственный сервис, который при регистрации пользователя в системе и оплате тарифного плана получает доступ к списанию средств с вашей банковской карты без дополнительных подтверждений. Уже не единожды обсуждались интерфейсы онлайн-игр, в которых зачастую игроки с удивлением обнаруживают, что с карточки было списано намного больше денег, чем они ожидали. Обычно при этом обнаруживается, что оплачивали они помимо основного тарифа (доступа к игре), еще и какие-то дополнительные игровые услуги, даже не догадываясь об этом.
Такие автоматизированные интерфейсы – яркие и красивые, удобные и “функциональные”, но со скрытыми платежами и с привязкой банковской карты по умолчанию – в ближайшее время будут появляться в больших количествах. Просто потому, что сама идея – очень удачная, автоматизация каких-то услуг и одновременно привлекательный для клиента сервис – что может быть лучше?
Но для автоматической оплаты без участия человека потребуется организация автоматического доступа к средствам на банковской карте. И здесь доступ к вашим деньгам получают уже не только игровые сервисы, но и самые обычные утилитарные услуги, такие, как прокат велосипедов.
Вместо резюме
Я считаю, что такие интерфейсы – это значительный шаг вперед, автоматизация в продажах товаров и услуг позволяет исключить человеческий фактор, повысить качество обслуживания, снизить затраты компании и, в результате, оптимизировать также цены на товары и услуги. Как и при внедрении уже привычных уже CRM-систем, такие автоматизированные интерфейсы помогают развитию бизнеса и повышают уровень комфорта клиентов.
Но при внедрении подобных интерфейсом перед любым бизнесом будет стоять вопрос доступа к банковским картам покупателей, а потенциальным клиентам нужно привыкать к тому, что доступ к вашим средствам поставщик товаров и услуг может получить «по умолчанию». И чтобы защититься от неожиданностей, как и в сфере онлайн-игр, нужно обязательно читать все условия сотрудничества, задавать вопросы службе поддержки и/или применять другие методы защиты средств.
Лайфхаки: как пользоваться Велобайком
На что смотреть и чем пользоваться, чтобы ловить от проката кайф.
Меня зовут Иван. Я езжу на Велобайке с момента открытия. За три года я попробовал все типы педалей, уронил велосипед с плохой подножки и чуть не попал на деньги. Рассказываю все хитрости, чтобы вы не повторяли моих ошибок.
Выберите удобные педали
На велосипедах используются три типа педалей.
- Неудобные, маленькие и без шипов. Нога соскальзывает, давить на них тяжело.
- Чуть получше, но с них нога тоже соскальзывает.
- Большие и удобные. Нога с них не соскальзывает за счёт небольших пластиковых шипов.
Выберите подножку
У велобайка два типа подножек: рогатая и классическая. На рогатой велосипед неустойчиво ставится на переднее колесо. Убирать её сложно — нужно поднять велосипед и ударить по поножке ногой. Классическая легко откидывается и легко убирается, велосипед поднимать не надо.
Настройте высоту седла
У велосипеда есть шкала под седлом. Она помогает подстроить высоту седла под себя — запомнил своё число и ставишь его каждый раз, когда берёшь велосипед. До этого я выставлял высоту по собственным ощущениям и получалось не очень. Теперь появилась чёткая система.
Не берите велосипед со свёрнутым седлом
Если вы взяли велосипед, а он сломан — сверните ему седло. Так другие пользователи поймут, что велосипед сломан. А техники Велобайка быстрее заметят его и починят.
Используйте трос, чтобы ненадолго остановиться
Если вам нужно зайти в магазин — в руле спрятан гибкий выдвижной трос. Обвязывается вокруг фонарного столба или любой другой железяки и фиксируется под рулём. После ввода пинкода или прикладывания тройки трос блокируется. Вместе с троссом блокируется руль — даже если перекусить трос, далеко на велике не уедешь. Повторный ввод пинкода или прикладывание тройки разблокируют замок.
Быстро узнавайте время и расстояние
Чтобы узнать сколько времени длится прокат — нажмите кнопку «ОК» и на руле высветятся время аренды и километраж.
Читайте все СМС
Велобайк отправляет СМС о начале проката, окончании и экстренных ситуациях.
Как Велобайк списал с меня деньги, но так и не смог объяснить причину
Каршеровод Михаил Грозовский заново открыл для себя байкшеринг Велобайк, однако столкнулся с трудностями в общении с поддержкой. Чем закончилась история, читайте в блоге.
Уже давно не вспоминал о таком чудесном виде городского транспорта, как велосипед. Однако обстоятельства заставили вновь к нему обратиться, о чем я не пожалел практически ни разу, кроме нудных моментов общения с поддержкой оператора Велобайк. Вообще, за последние два года я стал адептом электрического транспорта (не подумайте ничего такого, всего лишь самокат и трамвай). Впрочем, кража самоката, случившаяся, каюсь, во многом по моей вине, заставила рассмотреть альтернативные способы перемещения. Кстати, лайфхак от знатоков: искать украденную вещь можно в ближайших ломбардах и на Авито.
Так вот, к Велобайку. Аккаунт у меня был, завел несколько лет назад, но совершил одну, что ли, поездку за все время. Отдельно про удобство начала аренды новым пользователем: его нет. Вспомнить или вообще понять, что куда вводить, в какой последовательности нажимать, представляется нехилой интеллектуальной задачкой. Как и все на Трушеринге, я активный пользователь каршеринга и там с подобными проблемами никогда не сталкивался. Уж что-что, а начать аренду особой сложности не представляет. Да и во Франции довелось пользоваться велопрокатом. Помнится, дело это не слишком дружелюбное, но особых проблем с началом и завершением аренды никогда не было. Одним словом, не полный идиот. Еще один хак, который по итогам недели использования Велобайка мне пришелся по душе, — это возможность активации аренды по карте Тройка. Правда, карточка не освобождает пользователя от обязанности вводить пин-код, и да, его придется выучить наизусть.
Чтобы начать пользоваться Велобайком, можно выбрать абонемент на определенный срок. Мне подошел месячный за 420 р. (сумма в этой истории имеет важное значение — именно 420, запомним). Позже друзья рассказали, что расширенный абонемент, который позволяет продлить время одной аренды до 45 минут, не требуется по одной очень простой причине: достаточно разбить длинную аренду на две с промежуточной остановкой на станции Велобайка, чтобы не выходить за пределы 30 отведенных минут на одну бесплатную аренду в рамках подписки. Сам до такой милоты я бы не скоро додумался.
Стал пользоваться московским велопрокатом и совершил свои первые две честных поездки (с доплатой по 21 р., так как от работы до дома у меня получается примерно 32 мин).
Неожиданно на следующее утро мне прилетает списание 399 р. с формулировкой «Итоговая стоимость списания оказалась больше, поэтому мы списываем разницу». Звоню в поддержку, где ничего не подозревающий оператор Андрей говорит, что все пучком, сейчас разберемся, напишите нам, мы посмотрим.
Пишу, ответ уже приходит от Виктории, которая настроена менее дружелюбно, чем Андрей. Интересно отметить, что в подписи к сообщениям поддержки Велобайк напрямую запрещает публиковать переписку. Так вот, Виктория из Велобайка сообщает мне, что не видит никаких списаний в 399 р. и просит прислать отчет по счету (внимание), в котором зафиксировано списание денежных средств в пользу Велобайка с момента покупки доступа с указанием кодов авторизации для инициации запроса в банк. При этом отдельно Виктория подчеркивает, что снимок экрана из программы онлайн-банкинга не подходит.
Я довольного много в своей жизни общался с поддержкой, и у меня есть собственная каршеринговая компания (с настоящим биллингом, эквайрингом и все такое), но я ни слова не понял в запросе Виктории и уж тем более не смог найти эту информацию в своем интернет-банке (в данном случае это Яндекс.Деньги, о них речь пойдет отдельно, так как им довелось сыграть ключевую роль в истории).
Из дальнейшей переписки с Викторией выясняется, что велосипед не был корректно возвращен в порт станции, а обращения в техподдержку от моего имени о сложностях с возвратом велосипеда отсутствуют, и, согласно правилам проката велосипедов, Велобайк вынужден мне отказать в перерасчете. И это при том, что у меня всего две поездки в истории, и обе они вполне себе нормально завершены.
В общем, пока мы мило поочередно общаемся то с Андреем, то с Викторией, Велобайк списывает у меня еще 21 р. Ни за что. Потому что поездки новые я решил не совершать, покуда не разберемся с таинственным исчезновением денег с карты.
Тем временем пишу в поддержку Яндекс.Денег, объясняю, что вот, полюбуйтесь, незаконные списания. Сразу удивила реакция: сложилось впечатление, что они уже не раз сталкивались с подобными обращениями и точно знают, что делать в такой ситуации. На общение с Андреем и Викторией я окончательно плюнул и надеюсь, что наши с ними пути больше никогда в жизни не пересекутся (и не я один, читайте Велобайк: Как не надо общаться с клиентами).
Мое единственное упование осталось на поддержку Яндекс.Денег, я просто стал ждать ответа от них. И действительно, через несколько дней получил не ответ, а нечто гораздо более забавное и интересное. Внимание! Мне вернулся первоначальный платеж 420 р., то есть сумма абонентской платы за Велобайк. Поняв, что окончательно теряю рассудок, я заглянул в приложение, подозревая, что более не являюсь клиентом этого замечательного городского сервиса мобильности. Но — о, чудо — подписка по-прежнему действовала.
В общем-то, я люблю задачки на математику, по образованию все же экономист, стал размышлять, как связаны между собой 420 р. месячной подписки и дальнейшие неправомерные списания 399 р. и 21 р. Внимательный читатель уже прикинул, в чем дело, у меня на это ушло минут 30 неспешных размышлений. Итак, Яндекс.Деньгам удалось вернуть мне первый списанный платеж, тогда как два других в сумме дают ровно стоимость подписки. То есть теперь никто никому не должен, и все счастливы. Стоит ли говорить, что поддержка Велобайка больше не имела со мной никаких контактов. Зачем им требовался список операций с кодами подтверждений и о каких незавершенных поездках идет речь, история умалчивает. А вот поддержку Яндекс.Денег хочу поблагодарить за удивительно проделанную работу и надеюсь, что Сбер, который выкупил сервис у Яндекса, прикупил заодно и замечательную службу поддержки и всех нас ждет счастливое будущее.
Втихую я снова стал пользоваться Велобайком и ничуть об этом не жалею. Есть, конечно, определенные вопросы: например, количество и расположение станций, (не)удобство мобильного приложения, но в целом сервис для города крайне удобный и полезный, удачно дополняющий все остальные виды транспорта. Само качество (его отсутствие) мобильного приложения, нелепые ответы службы поддержки, несогласованность в словах Андрея и Виктории навели на мысль о том, что Велобайк — это не одна компания, а три разных. То есть где-то взяли разработчиков на мобильное приложение, где-то закупили службу поддержки, кто-то третий сделал эквайринг (прием платежей с банковских карт). И слепили из этого нечто…
Это я все к чему? Понимаю, что за Велобайком стоит частная компания, но уж больно тесно связанная с московским правительством, что лишний раз заставляет задуматься о перспективах государственной разработки сервисов мобильности. Ну не получается у них пока что, и все тут.
Вы пользовались приложением «Московский паркинг» или «Город» (в котором можно привязать транспортную карту и стать участником общегородской программой лояльности)? Ничего странного не замечали? По этой же причине с большим трудом верится в успех запуска «Народного каршеринга» им. Ликсутова. Нет, в то, что на этом кто-то сможет заработать, верю однозначно, ну а на результаты внедрения посмотрим. Напишите в комментариях, верите ли вы в успех городских программ разработки мобильных приложений и новых сервисов мобильности, построенных на их основе.
Как удалить карты из Яндекс Навигатора
Картами городов можно пользоваться и без подключения к интернету, если предварительно их загрузить в приложение Яндекс. Навигатор. Функция доступна для Беларуси, России и Украины. Программа поддерживает мобильные устройства с оперативной системой iOS и Android.
Смартфоны не обладают безграничной встроенной памятью, способной хранить абсолютно все загрузки. В какой-то момент возникает необходимость освободить место для других файлов, а старые удалить. Сейчас узнаем, как удалить карту из Яндекс Навигатора.
Удаление карт из приложения Яндекс.Навигатор на Android
Перед тем, как избавиться от старых файлов, нужно сориентироваться, где в Android хранятся файлы Яндекс Навигатора. Все скачанные файлы должны находиться в созданной (указанной) вами папке. Но если вы ее не указали, то все сохранится автоматически в памяти смартфона.
Для определения адреса папки нужно:
- Открыть Яндекс Навигатор;
- Справа в нижнем углу найти значок Меню и нажать на него;
- Зайти в «Настройки», а затем в«Расширенные настройки»;
- Обратиться к пункту «Сохраненные данные»;
- Перейти к строке «Папка для карт».
Здесь можно будет выбрать место хранения скачанных карт городов и областей. Для этого используется встроенная память мобильного устройства либо SD-флешка.
Если потребуется удалить загруженные карты из памяти телефона, то предпринимают следующие действия:
- Открыв программу, активируют клавишу Меню, которая расположена справа в нижнем углу экрана;
- Заходят в раздел «Настройки»;
- Переходят в «Расширенные настройки»;
- Обращаются к пункту «Сохраненные данные»;
- Нажимают на строчку с надписью «Стереть карты»;
- Подтверждают свои намерения, активируя клавишу «Да».
После подтверждения все карты будут удалены с устройства.
И еще на что нужно обратить внимание: стереть ненужные загрузки карт по отдельности нельзя, т.к. они удаляется все вместе.
Потенциальные проблемы при удалении
1. Невозможно удалить лишь одну загрузку атласа в Яндекс.Навигаторе. С этой проблемой легко справиться, т.к. после утилизации абсолютно всех карт можно сразу же скачать только необходимые.
- Не хотите удалять все разом, скачивайте только города, а не целые регионы. Города можно будет потом стереть по отдельности. Но из-за того, что в приложении нет всех населенных пунктов, приходится скачивать области.
2. После окончания стирания всех загрузок карты вообще не скачиваются. В основе этого лежат 2 причины:
- Атлас не качается, потому что на смартфоне нет места для его хранения. Только освободив место на флешке или встроенной памяти устройства, можно сделать вторую попытку скачать файл.
- Смартфон находится в режиме экономии трафика, одновременно с этим нет и Wi-Fi. Процедура загрузки приостановится на время, пока не будет доступа к высокоскоростному интернету.
3. Картинка не отображается полностью даже после повторного скачивания. Причина в кэше, который требует обновления.
- Избавиться от проблемы поможет обновление приложения. Нужно учитывать, что на восстановление нормальной работы кэша уйдет 10-15 минут.
Вывод
Для работы Яндекс.Навигатора в offline-режиме потребуется скачать атлас необходимого региона. Большой объем скачанных файлов забьет память телефона, поэтому ненужные необходимо удалить со временем. Не получится утилизировать по одной загрузке, только все разом. Затем потребуется заново заниматься скачиванием необходимых карт.