Tesla Model X: обзор удивительной машины
Модель Х ждали давно. Прототип показали еще в начале 2012 года, а заказывать люди машину начали 2 года назад. И вот первая тысяча машин сошла с конвейера. Первым покупателем из России стал Алексей, директор Московского Тесла Клуба . Он получил 410-й автомобиль, сошедший с конвейера. Я прилетел с ним в Филадельфию протестировать новую машину.
Два самых популярных вопроса:
135 000 долларов. После уплаты всех акцизов, налогов и пошлин в России будет стоить 200 000 долларов, или 16 миллионов рублей.
На сколько хватает аккумулятора?
Максимум на 450 км. Но это при идеальных условиях. По факту получается от 350 до 400 км.
А теперь давайте внимательно изучим это чудо!
Все фотографии и интересные подробности, как обычно, в посте, но в этот раз я подготовил для вас ещё и видеообзор:
01. Вот так выглядит Модель Х. Официально она считается кроссовером, хотя мне кажется, для кроссовера она маловата. По размерам она очень напоминает БМВ GT. Илон Маск в 2012 году рассказывал, что при создании X ставилась задача объединить функциональность минивэна, стиль SUV и характеристики спорткара.
02. Выглядит посимпатичнее, чем Model S , но все равно ничего особенного. Выделяется "Тесла" не внешностью, а технологиями.
Машина существует в двух версиях:
Модель 90D комплектуется двумя 259-сильными двигателями и набирает 100 км/ч за 5 секунд, что на 0,1 секунды быстрее 440-сильного внедорожника Porsche Cayenne GTS.
Версия P90D укомплектована двумя электродвигателями общей мощностью 772 лошадиных сил: 259 л.с. на передней оси и 503 л.с. на задней. С места до 100 км/ч эта модель разгоняется за 4 секунды, а с дополнительным пакетом Ludicrous Speed Upgrade – за 3,4 секунды. Эта модель быстрее, чем Lamborghini Gallardo LP570-4 или McLaren MP4-12C. Максимальная скорость ограничена 250 км в час.
Машина такая быстрая и так неожиданно легко разгоняется, что слегка напряжённую улыбку людей, появляющуюся от внезапной перегрузки, уже прозвали "Tesla grin" ("ухмылка Теслы").
У нас как раз P90D, но без доп пакета 😉
04. Обратите внимание на переднюю часть. Если помните, у S была черная пластиковая заглушка на месте решетки радиатора. На прототипе модели Х тоже была заглушка, но на серийной версии от нее отказались. На мой взгляд, очень правильное решение. Машина стала выглядеть намного эффектнее.
05. Забавно, что спереди нет места для номерного знака. Этот момент как-то не продумали. В США номера обязательно вешать только сзади, "морда" может оставаться первозданно чистой. Но ведь "Теслы" продаются и в других странах, в том числе в России, а у нас передние номера нужны. В общем, интересно, появится ли однажды специальная модификация для Европы и России с местом под номера.
06. Сзади-то всё предусмотрено. Но ведь Маск запланировал экспансию электромобилей )
07. У Модели X огромное лобовое стекло. Оно продолжается до середины крыши. С одной стороны это красиво. С другой, дорого менять, если камешек попадет. Подобные стекла ставят и другие автопроизводители, например, Опель или Пежо.
08. Стекло при этом защищает от ультрафиолета.
09. Самое главное — это двери в форме крыла чайки, которые Tesla называет "крыльями сокола" (Falcon Wing doors). Их особенность в том, что у них две точки артикуляции, т.е. две петли, а не одна (в отличие от "крыла чайки"). И крылья сокола поднимаются сначала наверх, прижавшись к автомобилю, а уже потом раскрываются в стороны. Это позволяет открывать их в довольно узких пространствах.
10. Они открываются автоматически. Посадка на заднее сиденье с такими дверями становится намного удобнее. Можно встать в полный рост, не надо скрючиваться, чтобы забраться на сиденье. Ещё с такими дверями удобно усаживать детей в детское сиденье: не приходиться нагибаться, протягивая в машину тяжести на вытянутых руках.
11. С другой стороны, есть и минусы. Во-первых, так как двери автоматические, открываются они медленно, около 5 секунд. То есть, быстро выскочить с заднего сиденья не получится, как и быстро сесть. Во-вторых, зимой через полностью открытые двери моментально выходит все тепло. В-третьих, в дверях стоят датчики, и если близко будет стоять другая машина, дверь не откроется. Хотя им и надо всего 30 сантиметров, но на парковке не всегда эти 30 сантиметров есть. Как эффектная игрушка эти двери, конечно, доставят радость хозяину, но на практике, как мне кажется, толку от них мало.
Хотя на презентации показывали, что Model X может открывать двери даже когда она почти зажата автомобилями с обеих сторон.
Кроме того, у неё есть ультразвуковой сенсор, который определяет максимальную высоту, на которую могут быть открыты двери. Это удобно, например, в гараже.
12. Передние фары
14. Как и в модели S, большое внимание уделяется деталям.
15. В данной комплектации стоят 22-дюймовые диски. В обычной комплектации – 20-дюймовые.
16. Ручки. Если вы помните, в Модели S ручки выдвигались при появлении хозяина. Тогда было много нареканий: то на морозе они не выезжали, то вообще срабатывали через раз. Несмотря на то, что все ошибки с ручками, в новой машине "Тесла" отказалась от выезжающих ручек. Вообще от ручек она отказалась. Теперь это кнопки. То есть, вам надо нажать на хромированную плашку – и дверь откроется. И задние двери-крылья, и передние двери открываются теперь автоматически. Здесь возможна проблема. Если зимой у вас дверь примерзнет, то есть возможность за ручку подергать и дверь все же открыть. В новой "Тесле" дергать не за что. Так что если примерзла – значит, примерзла. Вторая проблема: если ваша машина будет стоять под уклоном, например, вы заедете на бордюр одним колесом, то дверь чуть-чуть приоткроется, но не распахнется. И вам придется поддевать ее пальцами и открывать за стекло или металлический край. В общем, опять красивое, эффектное, но совершенно непрактичное решение.
Еще пару слов про двери. Это хорошо видно на видео. Передние двери у "Теслы" теперь открываются и закрываются автоматически. Машина чувствует, когда вы подходите (через раз) и распахивает перед вами дверь. Вы садитесь в кресло, нажимаете на тормоз, и дверь сама закрывается. Круто? Очень. Но и здесь есть нюанс. В передних дверях стоят только "сенсоры сопротивления", то есть, датчики касания предмета. Чтобы дверь каждый раз что-нибудь не задевала, используются одновременно ещё и сонары задних дверей и автопилота автомобиля, который помогают определить помехи сбоку. Благодаря им Model X легко "увидит", скажем, соседнюю машину, но поначалу может не заметить какой-нибудь штырь. Однако уникальность дверей ещё и в том, что точность определения предметов и алгоритм их открытия улучшается со временем. В сервисе "Тесла" говорят, что уже через пару недель двери "научатся" открываться более аккуратно.
Вот как работают сенсоры передних дверей:
Как и у Модели S, в Х два багажника — передний и задний. Задний обычный, ничего особенного, а вот передний стал более вытянутым. В нем можно поместить небольшого человека! Удобно, если вам приходится перевозить небольших людей в багажнике.
Кстати, в случае аварии передняя часть корпуса, в котором, в отличие от обычных автомобилей, нет двигателя с множеством жёстких деталей, легко сминается. Двигатель не выдавится в салон, так как двигателя нет. Это должно уберечь жизни водителя и пассажира.
Вообще, Model X — самый безопасный из всех ныне существующих SUV.
19. Давайте заглянем в салон.
20. Первое, что бросается в глаза – отделка сидений. Задняя часть всех сидений теперь отделана черным глянцевым пластиком. Выглядит невероятно красиво. Опять же, не знаю, насколько это практично. Мне кажется, дети быстро ногами этот пластик поцарапают, и смотреться он будет не так эффектно. Также обратите внимание, что сиденья второго ряда откидываются, и там есть еще третий ряд из двух сидений! На третьем ряду, правда, можно разместить только детей. На этом фото сиденья третьего ряда сложены и образуют ровный пол багажника. Ещё у модели есть "грузовой" режим Cargo Mode, который позволяет одним автоматически сложить оба задних ряда сидений и превратить пространство позади водителя в гигантский багажник.
Кроме того, Model X – это первый электромобиль, способный буксировать прицеп! Правда, для этого нужно заказывать дополнительную опцию Tow Package за $750.
21. Сзади стало намного комфортнее, чем в Модели S. Теперь тут высокий потолок, и голова даже большого человека не будет ни во что упираться. Кроме того, теперь сзади три полноценных сиденья, а не два. Также у задних сидений регулируется наклон спинки, и их можно двигать вперед-назад. Подголовники ни на одном сиденье не регулируются.
22. Опять же, обратите внимание, как крепятся задние сиденья. Прямо картинка из фантастического фильма. На полу видны рельсы, по которым эти сиденья ездят вперед-назад. К сожалению, ножки декорированы пластиком, а не хромированным металлом. Думаю, их быстро поцарапают ногами.
23. У задних пассажиров появилось еще 2 USB-розетки и подстаканники (выдвигаются под розетками при нажатии).
24. Если помните, одним из основных недостатков салона Модели S было отсутствие мест для хранения. Фактически кроме бардачка в Модели S не было ничего. Теперь эту ошибку исправили. Спереди появилось сразу 3 отсека: один для мелочи и зарядки (там, где провод лежит), другой глубокий, куда можно поставить дополнительные подстаканники, и еще один под монитором. Также появились карманы в передних дверях, раньше их не было.
25. В остальном интерьер очень напоминает Модель S.
26. Сиденья стали более удобными.
27. Руль – точно такой же.
28. Качество отделки салона идеальное. Кстати, Маск на презентации очень хвалил воздушный фильтр, установленный в Model X. Он защищает не только от обычного смога, но и от бактерий, вирусов и аллергенов, причём по сравнению с обычными автомобилями уровень защиты выше в сотни раз. Воздух в этой машине настолько стерилен, насколько это вообще возможно в городских условиях. У Model X есть даже режим "Защита от биологического оружия".
29. К сожалению, от Модели S в Х перешли и неудобные двери. Обратите внимание, что пассажиру не за что держаться. Ручки нет, а подлокотник пологий, и рука с него скатывается. Нет в машине и потолочных ручек. То есть, держаться может только водитель за руль. Все. Это очень странно, ведь "Тесла" позиционирует себя как спортивный автомобиль, а что делать пассажирам, когда водитель решил разогнаться с 0 до сотни за 4 секунды и эффектно войти в поворот?
30. В плане качества сборки, если придираться, можно найти небольшие косяки. Не всегда идеально подходит уплотнитель к дверям, есть странные зазоры в районе зеркал.
31. Пора заправляться. Ой, не туда!
32. Компьютер показывает ближайшие заправки. Нас интересует красная.
Когда "Тесла" только разрабатывалась, стало понятно, что есть одна проблема: нет инфраструктуры для электромобилей, их негде заряжать. Есть общественные зарядные станции, но их мало, и они не очень мощные. Поэтому "Тесла" решила сделать инфраструктуру самостоятельно и сейчас развивает сеть мощных зарядных станций Supercharger с мощностью 120 кВт. За 40 минут она полностью заряжает батарею "Теслы" (то есть, она мощнее публичных зарядок примерно в 16 раз). В перспективе планируется, что вы будете за 90 секунд менять пустые батареи на заряженные.
Еще одна проблема – производство батарей. Нынешнего объема недостаточно для массового производства "Теслы", и батареи выходят дорогими. "Тесла" планирует построить огромную фабрику Gigafactory, которая к 2020 году будет производить больше батарей, чем сейчас производится по всему миру. Это позволит снизить стоимость батареи в "Тесле" по меньшей мере на 30%.
Но заряжать можно и от обычной розетки.
Сейчас в комплекте с автомобилем поставляется Tesla Universal Mobile Connector (зарядный кабель с переходниками). К нему может быть три розетки:
1. Обычная бытовая сеть, тогда машина заряжается 13А/220V, т.е. мощность порядка 2.8 кВт;
2. Однофазная синяя розетка 26А/220V, т.е. 5.7 кВт;
3. Трехфазная красная розетка, 3 фазы по 16А каждая и 220V, итого мощность около 11 кВт.
Если автомобиль оборудован опциональными двойными чарджерами, тогда можно от зарядной станции заряжаться токами 3ф по 26А и 220V каждая, итого мощность 17 кВт.
Как рассчитать время зарядки? При емкости батареи в 85 кВт*ч полезная емкость составляет порядка 82 кВт*ч. То есть, берем эту цифру и делим на мощность источника — получаем приблизительное время. Приблизительное, потому что батарейка имеет нелинейную кривую зарядки: вначале быстрее заряжается, а в конце — медленнее. Связано это с особенностями LiOn-аккумуляторов, а также с тем, что в конце происходит балансировка ячеек.
33. Итак, приехали на станцию заряжаться. Рядом стоит Модель S. Обратите внимание, насколько лучше машина смотрится без черной заглушки на месте решетки радиатора. О чем я и писал в начале.
tesla model x открытие дверей
На видео показано, как открыть дверь «крыло сокола» на Tesla Model X, если, например, произошла авария и электропривод не работает.
Соответствующая инструкция имеется и у автопроизводителя, но, как показывает практика, многие покупатели не читают бумаги, предложенные компанией. В Китае сняли наглядное пособие по действиям в чрезвычайной ситуации.
Итак, инструкция предлагает обратить внимание на трос, который предназначен для открытия двери вручную. Он спрятан под съемной крышкой динамика в нижней части передней двери. Автор видео отмечает, что, хотя процесс открытия оказался довольно простым, дверь Tesla Model X показалась ему весьма тяжелой, несмотря на то, что он мужчина. Поэтому он рекомендует другим владельцам Model X, особенно женщинам, попрактиковаться в открывании дверей заблаговременно.
Следует отметить, что некоторое время назад появилось сообщение о пожаре, возникшем в Tesla Model X, при этом двери автомобиля не открылись. Впрочем, и владельцам авто других производителей следует изучить свои действия в экстренных случаях заранее.
Ищи меня в клубе. Тест-драйв Tesla Model X
У электрического кроссовера динамика такая, что темнеет в глазах – Model X набирает 100 км/ч быстрее Audi R8, Mercedes-AMG GT и Lamborghini Huracan. Похоже, Илон Маск действительно изобрел автомобиль заново
Tesla Motors продает автомобили не совсем традиционно. Например, гуляя по торговому центру в Америке, можно наткнуться на бутик с электрокарами в шоуруме. Маркетологи компании верят, что именно такой формат лучше подходит для больших гаджетов.
Встречаются и традиционные автосалоны. Зайдя в один из таких в Майами, я машинально выхватил взглядом бородатого мужчину в шортах и практически сразу опознал в нем соотечественника. Подошел, представился и поинтересовался, купил ли он Tesla или только собирается это сделать.
В ответ случайный знакомый сказал, что уже владеет Model S и Model X и протянул мне визитку. Оказалось, что это директор Moscow Tesla Club Алексей Еремчук. Именно он первым привез Tesla Model X в Россию.
В России Tesla официально не продается, но количество ввезенных машин уже превысило три сотни. Энтузиасты заслуживают медали за упрямство – официально обслужить эти машины в России не представляет возможным.
У тех, кто купил «европейскую» машину и живет в центральной России, есть вариант съездить в Финляндию или Германию. Для владельцев «американок» ситуация заметно сложнее. Европейские дилеры отказываются обслуживать такие машины, а коммерческий ремонт обходится в круглые суммы. Но наши умельцы научились обслуживать свои электромобили сами, и Алексей этому процессу немало поспособствовал.
Вот и в этот раз он оказался у дилера Tesla неслучайно. «Одно из слабых мест Tesla – замок капота, который при неаккуратном закрывании ломается и заклинивает. Tesla отказывается продавать запчасти, и каждый раз приходится им объяснять, что я не могу пригнать машину из России», – объяснил он.
Пока мы разговаривали, сотрудник автосалона вынес злополучный замок в сборе с двумя длинными тросами. Ввезти новую Tesla в Россию, оказывается, тоже очень сложно. Приходится прибегать к хитрости – ставить машину на учет в стране покупки и только потом ввозить ее на территорию РФ, как формально бывшую в употреблении. Стоимость таможенной очистки прибавляет к цене машины еще примерно 50%.
Другое дело США. Здесь не обязательно покупать машину за живые деньги – можно взять ее в лизинг с ежемесячным платежом о 1 тыс. до 2,5 тыс. долларов в зависимости от комплектации, что вполне сопоставимо с конкурентами.
Впервые на Tesla я проехал около трех лет назад, когда вышла полноприводная Model S с двумя электромоторами в версии P85D, способная разогнаться до 60 миль в час за 3,2 секунды. Тогда сложилось двоякое впечатление об автомобиле. Конечно, Tesla Model S вызывает вау-эффект, но только не по качеству материалов отделки.
Топовая Model X P100D построена на той же платформе, что и «эска», и выпускается в шести версиях суммарной мощностью от 259 до 773 лошадиных сил. Маркетологи не только решили уйти в популярный формат кроссоверов, но и постарались наделить машину еще большим количеством «фишек».
Кроссовер дружелюбно откроет дверь, когда почувствует приближение водителя с ключом, и любезно закроет ее, как только владелец коснется педали тормоза. Управлять дверьми можно и с центрального 17-дюймового монитора.
Салон по-прежнему выполнен в минималистичном стиле, поэтому ждать от Model X роскоши не приходится. Зато качество исполнения по сравнению с той же Model S выросло. Из приятных мелочей появились карманы в дверях, вентиляция сидений, а стойки и крыша теперь отделаны алькантарой.
Еще у Tesla Model X невероятно большое лобовое стекло. Масштабы сначала не замечаешь из-за тонировки в верхней части, но стоит поднять голову, как понимаешь, насколько же оно огромное. Это решение оказалось очень полезным на перекрестках, когда проезжаешь стоп-линию – светофор при этом виден под любым углом.
Но есть и проблема: солнцезащитным козырькам места не нашлось, поэтому их разместили вертикально вдоль стоек. Перевести их в рабочее положение можно путем присоединения к платформе зеркала заднего вида, а фиксирующий магнитик отщелкивается автоматически.
Передние кресла с «рабочей» стороны выглядят традиционно, а вот сзади отделаны глянцевым пластиком. Сиденья второго ряда не умеют менять угол наклона спинки относительно подушки, как во многих кроссоверах, но сидеть в них все равно удобно.
Для доступа на галерку достаточно нажать кнопку на кресле второго ряда, чтобы оно вместе с передним сиденьем подвинулось и нырнуло вперед. Нагибаться слишком сильно не придется – раскрытое «крыло сокола» убирает крышу над головой пассажиров.
Двери могут открываться в условиях ограниченного пространства, определяя расстояние до препятствия, и способны изменять угол отклонения. Именно в этом их отличие от дверей в стиле «крыла чайки», которые имеют фиксированный угол в «локте».
Сиденья третьего ряда расположились на границе салона и багажника. Их уже нельзя назвать детскими, и установлены они по ходу движения в отличие от Model S. Я разместился на третьем ряду вполне комфортно даже с ростом в 184 сантиметра. Если придется возить не только пассажиров, но и багаж, то кресла третьего ряда легко убираются в пол. Кстати, не забываем, что на месте традиционного моторного отсека у «Теслы» есть еще один багажник, пускай и совсем крохотный.
Большой iPhone на колесах
Сев за руль, я наспех настроил сиденье под себя, забыв про руль и зеркала – очень хотелось побыстрее выехать. Ударил по мерседесовскому рычагу переключения передач, отпустил педаль тормоза – и началась магия. С первых метров сложилось впечатление, будто ездил на этой машине не один месяц.
Через 500 м Tesla Model X оказалась на грунтовке – плохие дороги есть не только в России. Выяснилось, что шоссе ремонтировали, а перекрыть его не получилось из-за отсутствия альтернативных маршрутов. Отличный повод проверить кроссовер в деле.
Даже на небольшой скорости кузов начал раскачиваться. Сначала показалось, что подвеска «зажата» в спортивном режиме, но нет. Скорее всего, причина в том, что передние кресла расположены слишком высоко – на неровной поверхности создается эффект маятника. Чем выше сидишь, тем больше амплитуда раскачки. Как только мы выехали на ровный участок дороги, весь дискомфорт тут же ушел. Но тишину периодически нарушал шелест климат-контроля.
Впереди просматривался прямой и безлюдный участок – настало время почувствовать ту самую динамику на уровне суперкаров. Представьте, что вы встали на светофоре, и как только загорелся зеленый свет, в заднюю часть машины на огромной скорости врезается грузовик и выталкивает вас на перекресток. С непривычки такое ускорение даже пугает. Немыслимая прыть – следствие того, что электромотор выдает максимальный крутящий момент (967 Нм) почти во всем диапазоне оборотов.
В момент разгона звучит негромкий «троллейбусный» гул вперемешку с шумом колес, но что точно ясно – это ощущение, которое нельзя сравнить ни с чем. Очень быстро и практически бесшумно. Разумеется, динамика у Tesla не бесконечная, и с ростом скорости снижается. Мои ощущения подтвердили превосходство Model X над той двухмоторной Model S, которую я водил пару лет назад. Кроссовер Tesla набирает сотню за 3,1 секунды – это быстрее Audi R8, Mercedes-AMG GT и Lamborghini Huracan.
Автопилот, который заставляет нервничать
На хайвее быстро забываешь про запас мощности – скорее бы активировать автопилот! Системе обязательно нужна разметка либо автомобиль впереди, к которому можно «прицепиться». В этом режиме действительно можно убрать ноги с педалей и отпустить руль, но спустя какое-то время машина попросит водителя отозваться. В прошлом году произошло одно смертельное ДТП, когда владелец Tesla попал под фуру на второстепенной дороге. Подобные случаи наносят серьезный урон для репутации, поэтому алгоритм работы автопилота постоянно совершенствуют.
Сложные погодные условия вроде снега или сильного дождя могут «ослепить» автопилот, поэтому полагаться нужно только на себя. Не могу сказать, что чувствовал себя комфортно, передав управление автопилоту. Да, он тормозит и разгоняется, да машина перестраивается по сигналу от переключателя поворота, но когда Tesla Model X приближается к перекрестку, то дает повод понервничать. Остановится?
Первый патент на электромобиль выдали более 200 лет назад, а мир до сих пор пользуется двигателями внутреннего сгорания. Концепт-кары с «космическим» дизайном, выходя в серию, лишаются всех своих преимуществ ради консервативных вкусов публики. Так было бы еще долго, пока ребята из Tesla не решили изобрести автомобиль заново. И у них, кажется, получилось.
Опять проблемы с водительской дверью.
У нас опять поломка.
Несколько недель назад стал замечать, что водительская дверь открывается странно. А именно когда снаружи нажимаешь кнопку открытия двери (та же история с экрана и ключа), система посылает сигнал на замок двери и дверь отщелкивается, но остается закрытой на петле замка, после чего актуатор отталкивает дверь и она открывается.
При этом, когда открываешь дверь изнутри за ручку, замок отшелкивается без проблем. Кстати сказать, ручка внутри это единственный механический элемент который заставляет замок открываться, через тросик.
Вчера вечером настал апогей этой истории, подойдя к машине, нажав на кнопку, дверь как обычно отщелкнулась, актуатор стал нервно пытаться оттолкнуть дверь, но она застряла. Причем ни открыть, ни захлопнуть не получилось. Пришлось 25 миль пилить с приоткрытой дверью
Дома дверь открыть таки удалось.
Дома начал диагностику и понял, что скорее всего в замке сломался механизм так называемой присоски двери, или soft closing door. Я попытался сначала отрегулировать замок, петлю и даже саму дверь — без результата.
Стоит отметить, что сама присоска на дотягивание двери — работает, проблема именно в том, что когда на замок приходит электронный сигнал на открытие (не механическое открывание), усик самого замка не до конца падает, из за чего дверь отщелкивается, но петля на кузове по прежнему остается в «объятиях» усика на замке в двери, а когда актуатор отталкивающий дверь срабатывает, он по всей видимости посылает второй сигнал на замок и тогда усик на замке падает до конца, осовобождая петлю на кузове и дверь открывается.
Снял замок, изучил, заказал. Жду пока придет. Запись о замене уже будет с картинками.
Благо впринципе дверь открывается и ездить можно, по этому все собрал назад, пол недели — неделю перетерплю, благо сейчас мало совсем ездить стал.
Надеюсь купленный на ибей замок будет рабочим.
Так и живем. После замены замка в водительской двери не останется не замененных элементов. Привод двери меняли, актуатор отталкивающий дверь — меняли, теперь поменяю и замок.
С сервисным центром заморачиваться не стал, очереди как обычно, еще и праздники на носу, потом еще 2-3 раза к ним ездить на устранение косяков
Tesla Model X: обзор удивительной машины
Модель Х ждали давно. Прототип показали еще в начале 2012 года, а заказывать люди машину начали 2 года назад. И вот первая тысяча машин сошла с конвейера. Первым покупателем из России стал Алексей, директор Московского Тесла Клуба. Он получил 410-й автомобиль, сошедший с конвейера. Я прилетел с ним в Филадельфию протестировать новую машину.
Два самых популярных вопроса:
135 000 долларов. После уплаты всех акцизов, налогов и пошлин в России будет стоить 200 000 долларов, или 16 миллионов рублей.
На сколько хватает аккумулятора?
Максимум на 450 км. Но это при идеальных условиях. По факту получается от 350 до 400 км.
А теперь давайте внимательно изучим это чудо!
Все фотографии и интересные подробности, как обычно, в посте, но в этот раз я подготовил для вас ещё и видеообзор:
Спасибо ребятам из студии «Наизнанку» за монтаж видео.
01. Вот так выглядит Модель Х. Официально она считается кроссовером, хотя мне кажется, для кроссовера она маловата. По размерам она очень напоминает БМВ GT. Илон Маск в 2012 году рассказывал, что при создании X ставилась задача объединить функциональность минивэна, стиль SUV и характеристики спорткара.
02. Выглядит посимпатичнее, чем Model S, но все равно ничего особенного. Выделяется «Тесла» не внешностью, а технологиями.
Машина существует в двух версиях:
Модель 90D комплектуется двумя 259-сильными двигателями и набирает 100 км/ч за 5 секунд, что на 0,1 секунды быстрее 440-сильного внедорожника Porsche Cayenne GTS.
Версия P90D укомплектована двумя электродвигателями общей мощностью 772 лошадиных сил: 259 л.с. на передней оси и 503 л.с. на задней. С места до 100 км/ч эта модель разгоняется за 4 секунды, а с дополнительным пакетом Ludicrous Speed Upgrade – за 3,4 секунды. Эта модель быстрее, чем Lamborghini Gallardo LP570-4 или McLaren MP4-12C. Максимальная скорость ограничена 250 км в час.
Машина такая быстрая и так неожиданно легко разгоняется, что слегка напряжённую улыбку людей, появляющуюся от внезапной перегрузки, уже прозвали «Tesla grin» («ухмылка Теслы»).
У нас как раз P90D, но без доп пакета
04. Обратите внимание на переднюю часть. Если помните, у S была черная пластиковая заглушка на месте решетки радиатора. На прототипе модели Х тоже была заглушка, но на серийной версии от нее отказались. На мой взгляд, очень правильное решение. Машина стала выглядеть намного эффектнее.
05. Забавно, что спереди нет места для номерного знака. Этот момент как-то не продумали. В США номера обязательно вешать только сзади, «морда» может оставаться первозданно чистой. Но ведь «Теслы» продаются и в других странах, в том числе в России, а у нас передние номера нужны. В общем, интересно, появится ли однажды специальная модификация для Европы и России с местом под номера.
06. Сзади-то всё предусмотрено. Но ведь Маск запланировал экспансию электромобилей )
07. У Модели X огромное лобовое стекло. Оно продолжается до середины крыши. С одной стороны это красиво. С другой, дорого менять, если камешек попадет. Подобные стекла ставят и другие автопроизводители, например, Опель или Пежо.
08. Стекло при этом защищает от ультрафиолета.
09. Самое главное — это двери в форме крыла чайки, которые Tesla называет «крыльями сокола» (Falcon Wing doors). Их особенность в том, что у них две точки артикуляции, т.е. две петли, а не одна (в отличие от «крыла чайки»). И крылья сокола поднимаются сначала наверх, прижавшись к автомобилю, а уже потом раскрываются в стороны. Это позволяет открывать их в довольно узких пространствах.
10. Они открываются автоматически. Посадка на заднее сиденье с такими дверями становится намного удобнее. Можно встать в полный рост, не надо скрючиваться, чтобы забраться на сиденье. Ещё с такими дверями удобно усаживать детей в детское сиденье: не приходиться нагибаться, протягивая в машину тяжести на вытянутых руках.
11. С другой стороны, есть и минусы. Во-первых, так как двери автоматические, открываются они медленно, около 5 секунд. То есть, быстро выскочить с заднего сиденья не получится, как и быстро сесть. Во-вторых, зимой через полностью открытые двери моментально выходит все тепло. В-третьих, в дверях стоят датчики, и если близко будет стоять другая машина, дверь не откроется. Хотя им и надо всего 30 сантиметров, но на парковке не всегда эти 30 сантиметров есть. Как эффектная игрушка эти двери, конечно, доставят радость хозяину, но на практике, как мне кажется, толку от них мало.
Хотя на презентации показывали, что Model X может открывать двери даже когда она почти зажата автомобилями с обеих сторон.
Кроме того, у неё есть ультразвуковой сенсор, который определяет максимальную высоту, на которую могут быть открыты двери. Это удобно, например, в гараже.
14. Как и в модели S, большое внимание уделяется деталям.
15. В данной комплектации стоят 22-дюймовые диски. В обычной комплектации – 20-дюймовые.
16. Ручки. Если вы помните, в Модели S ручки выдвигались при появлении хозяина. Тогда было много нареканий: то на морозе они не выезжали, то вообще срабатывали через раз. Несмотря на то, что все ошибки с ручками, в новой машине «Тесла» отказалась от выезжающих ручек. Вообще от ручек она отказалась. Теперь это кнопки. То есть, вам надо нажать на хромированную плашку – и дверь откроется. И задние двери-крылья, и передние двери открываются теперь автоматически. Здесь возможна проблема. Если зимой у вас дверь примерзнет, то есть возможность за ручку подергать и дверь все же открыть. В новой «Тесле» дергать не за что. Так что если примерзла – значит, примерзла. Вторая проблема: если ваша машина будет стоять под уклоном, например, вы заедете на бордюр одним колесом, то дверь чуть-чуть приоткроется, но не распахнется. И вам придется поддевать ее пальцами и открывать за стекло или металлический край. В общем, опять красивое, эффектное, но совершенно непрактичное решение.
Еще пару слов про двери. Это хорошо видно на видео. Передние двери у «Теслы» теперь открываются и закрываются автоматически. Машина чувствует, когда вы подходите (через раз) и распахивает перед вами дверь. Вы садитесь в кресло, нажимаете на тормоз, и дверь сама закрывается. Круто? Очень. Но и здесь есть нюанс. В передних дверях стоят только «сенсоры сопротивления», то есть, датчики касания предмета. Чтобы дверь каждый раз что-нибудь не задевала, используются одновременно ещё и сонары задних дверей и автопилота автомобиля, который помогают определить помехи сбоку. Благодаря им Model X легко «увидит», скажем, соседнюю машину, но поначалу может не заметить какой-нибудь штырь. Однако уникальность дверей ещё и в том, что точность определения предметов и алгоритм их открытия улучшается со временем. В сервисе «Тесла» говорят, что уже через пару недель двери «научатся» открываться более аккуратно.
Вот как работают сенсоры передних дверей:
Как и у Модели S, в Х два багажника — передний и задний. Задний обычный, ничего особенного, а вот передний стал более вытянутым. В нем можно поместить небольшого человека! Удобно, если вам приходится перевозить небольших людей в багажнике.
Кстати, в случае аварии передняя часть корпуса, в котором, в отличие от обычных автомобилей, нет двигателя с множеством жёстких деталей, легко сминается. Двигатель не выдавится в салон, так как двигателя нет. Это должно уберечь жизни водителя и пассажира.
Вообще, Model X — самый безопасный из всех ныне существующих SUV.
19. Давайте заглянем в салон.
20. Первое, что бросается в глаза – отделка сидений. Задняя часть всех сидений теперь отделана черным глянцевым пластиком. Выглядит невероятно красиво. Опять же, не знаю, насколько это практично. Мне кажется, дети быстро ногами этот пластик поцарапают, и смотреться он будет не так эффектно. Также обратите внимание, что сиденья второго ряда откидываются, и там есть еще третий ряд из двух сидений! На третьем ряду, правда, можно разместить только детей. На этом фото сиденья третьего ряда сложены и образуют ровный пол багажника. Ещё у модели есть «грузовой» режим Cargo Mode, который позволяет одним автоматически сложить оба задних ряда сидений и превратить пространство позади водителя в гигантский багажник.
21. Сзади стало намного комфортнее, чем в Модели S. Теперь тут высокий потолок, и голова даже большого человека не будет ни во что упираться. Кроме того, теперь сзади три полноценных сиденья, а не два. Также у задних сидений регулируется наклон спинки, и их можно двигать вперед-назад. Подголовники ни на одном сиденье не регулируются.
22. Опять же, обратите внимание, как крепятся задние сиденья. Прямо картинка из фантастического фильма. На полу видны рельсы, по которым эти сиденья ездят вперед-назад. К сожалению, ножки декорированы пластиком, а не хромированным металлом. Думаю, их быстро поцарапают ногами.
23. У задних пассажиров появилось еще 2 USB-розетки и подстаканники (выдвигаются под розетками при нажатии).
24. Если помните, одним из основных недостатков салона Модели S было отсутствие мест для хранения. Фактически кроме бардачка в Модели S не было ничего. Теперь эту ошибку исправили. Спереди появилось сразу 3 отсека: один для мелочи и зарядки (там, где провод лежит), другой глубокий, куда можно поставить дополнительные подстаканники, и еще один под монитором. Также появились карманы в передних дверях, раньше их не было.
25. В остальном интерьер очень напоминает Модель S.
26. Сиденья стали более удобными.
27. Руль – точно такой же.
28. Качество отделки салона идеальное. Кстати, Маск на презентации очень хвалил воздушный фильтр, установленный в Model X. Он защищает не только от обычного смога, но и от бактерий, вирусов и аллергенов, причём по сравнению с обычными автомобилями уровень защиты выше в сотни раз. Воздух в этой машине настолько стерилен, насколько это вообще возможно в городских условиях. У Model X есть даже режим «Защита от биологического оружия».
29. К сожалению, от Модели S в Х перешли и неудобные двери. Обратите внимание, что пассажиру не за что держаться. Ручки нет, а подлокотник пологий, и рука с него скатывается. Нет в машине и потолочных ручек. То есть, держаться может только водитель за руль. Все. Это очень странно, ведь «Тесла» позиционирует себя как спортивный автомобиль, а что делать пассажирам, когда водитель решил разогнаться с 0 до сотни за 4 секунды и эффектно войти в поворот?
30. В плане качества сборки, если придираться, можно найти небольшие косяки. Не всегда идеально подходит уплотнитель к дверям, есть странные зазоры в районе зеркал.
31. Пора заправляться. Ой, не туда!
32. Компьютер показывает ближайшие заправки. Нас интересует красная.
Когда «Тесла» только разрабатывалась, стало понятно, что есть одна проблема: нет инфраструктуры для электромобилей, их негде заряжать. Есть общественные зарядные станции, но их мало, и они не очень мощные. Поэтому «Тесла» решила сделать инфраструктуру самостоятельно и сейчас развивает сеть мощных зарядных станций Supercharger с мощностью 120 кВт. За 40 минут она полностью заряжает батарею «Теслы» (то есть, она мощнее публичных зарядок примерно в 16 раз). В перспективе планируется, что вы будете за 90 секунд менять пустые батареи на заряженные.
Еще одна проблема – производство батарей. Нынешнего объема недостаточно для массового производства «Теслы», и батареи выходят дорогими. «Тесла» планирует построить огромную фабрику Gigafactory, которая к 2020 году будет производить больше батарей, чем сейчас производится по всему миру. Это позволит снизить стоимость батареи в «Тесле» по меньшей мере на 30%.
Но заряжать можно и от обычной розетки.
Сейчас в комплекте с автомобилем поставляется Tesla Universal Mobile Connector (зарядный кабель с переходниками). К нему может быть три розетки:
1. Обычная бытовая сеть, тогда машина заряжается 13А/220V, т.е. мощность порядка 2.8 кВт;
2. Однофазная синяя розетка 26А/220V, т.е. 5.7 кВт;
3. Трехфазная красная розетка, 3 фазы по 16А каждая и 220V, итого мощность около 11 кВт.
Если автомобиль оборудован опциональными двойными чарджерами, тогда можно от зарядной станции заряжаться токами 3ф по 26А и 220V каждая, итого мощность 17 кВт.
Как рассчитать время зарядки? При емкости батареи в 85 кВт*ч полезная емкость составляет порядка 82 кВт*ч. То есть, берем эту цифру и делим на мощность источника — получаем приблизительное время. Приблизительное, потому что батарейка имеет нелинейную кривую зарядки: вначале быстрее заряжается, а в конце — медленнее. Связано это с особенностями LiOn-аккумуляторов, а также с тем, что в конце происходит балансировка ячеек.
33. Итак, приехали на станцию заряжаться. Рядом стоит Модель S. Обратите внимание, насколько лучше машина смотрится без черной заглушки на месте решетки радиатора. О чем я и писал в начале.