Какие лампы самые музыкальные
Перейти к содержимому

Какие лампы самые музыкальные

  • автор:

Радиолампы: 8 лучших производителей на современном рынке

При выборе радиоламп для соответствующих усилителей покупатели, зачастую, сталкиваются с дилеммой. Некоторые фанаты говорят, что только NOS-трубки (старые запасы в состоянии новых) могут обеспечить «тот самый звук», саунд эпохи. Между тем, неизбежная деградация параметров – не шутка, а цены на такие решения сегодня могут достигать десятков тысяч долларов, которые, как расходный материал, пропадут через несколько лет. На сегодняшнем рынке появилось достаточно производителей, выпускающих качественные новые радиолампы. Их мы сейчас и изучим – и познакомимся с наиболее впечатляющими моделями в линейках компаний. Встречаем восьмерку лучших производителей ламп по состоянию на лето 2019 г.!

Psvane

Psvane

Одна из лучших ламповых фирм. Пусть вас не смущают китайские корни –у компании есть серьезнейшие производственные мощности и собственный отдел НИОКР, который выводит старые конструкции на совершенно новый уровень. Возьмем, скажем, лампу Acme 211 (59 000 руб. за пару) – целая россыпь патентов, и вот – явление технологии Voiceses of Nobility. Инновационная обработки нитей, гибридный дизайн (комбинация графита впервые использована в радиолампах) выдающиеся характеристики передачи СЧ-спектра, подвешенная структура основы, фрезерованный алюминий с тефлоновой чашей – перечислять можно до бесконечности, а внешний вид «трубки» безукоризнен. К созданию Acme был привлечен ряд разработчиков из США, Англии и Голландии. Результат поразительный – звучание абсолютно реальное.

Audio Note

Audio Note

Audio Note выпускает лампы как самостоятельно, так и заказывает их на мощностях Psvane. Тем не менее, что «выходит из-под пера», продается только через фирменный магазин Audio Note: компания забирает все права на свои решения. Абсолютно гениальный продукт – 211 лампа AN-4242E (800 фунтов за пару). Конструкция использует молибденовый анод и имеет очень высокий ресурс службы (до 7 000 – 10 000 часов). Изысканное белое свечение порадует взор, но «трубка» еще и гарантирует настолько мощный и полновесный звук, что даже мыслей о NOS-лампах не останется!

Elrog

Elrog

Немецкая компания, которая блистает на многих выставках и в топовых High End системах. Elrog активно вкладывается в самые современные разработки – это второй производитель на рынке, который освоил технологию молибденового анода (Molybdenum Metal Plate). Лампы Elrog чрезвычайно дороги, скажем, пара ER284 обойдется в 2 850 евро, но их саунд действительно чарующ.

Takasuki

Takasuki

Абсолютно гениальные японские лампы, по многим мнениям превзошедшие по качеству оригинальные 300B. Линейка совсем небольшая, цены кусаются (пара обойдется в $2 000 – 2 500), но то проникновенное звучание, которое гарантируют Takasuki TA-300B, вы никогда не забудете.

Western Electric

Western Electric

Культовая компания возродила производство и начала прием предварительных заказов на классические (те самые!) лампы Western Electric 300B. Цены таковы: одна лампа стоит $699, пара — $1 499, квартет — $3 099. Перед нами – точная схема NOS-лампы, без вмешательств и изменений конструкции. Производство организовано в США. Идеал – как с точки зрения надежности, так и по части качества воспроизведения музыки.

Shuguang

Shuguang

Компания для рачительных хозяев. «Цена-качество» зашкаливают – скажем, точную копию 300D – Shuguang WE300B можно приобрести по цене в 44 000 руб. за подобранную пару. И конструкция, и характер звучания в точности повторяют NOS-трубки. Ну, а для тех, кто хочет «дешево и сердито», есть Shuguang 300B-98B (17 000 руб. пара).

KR Audio

KR Audio

Известнейшая чешская фирма, лампы которой блистают в продукции Lampizator и еще десятке именитых брендов. Полный цикл собственного производства, постоянный выпуск новых разработок – настоящая аналоговая машина. Стоит отметить проверенную KR Audio KR 211 – за 76 000 руб. (цена за пару) вы получите шикарную конструкцию и исключительно прозрачное звучание.

Радиолампы звучание, сравнение. Какие лампы лучше выбрать в усилитель.

KT88 Electro-Harmonix — плотная по звуку, выделенная середина, немного грязный верх, нет глубокого нижнего баса, хороша для рока, базовая лампа, отличная лампа для гитарных усилителей.

KT88 Svetlana — прекрасная лампа, по звуку схожа с Electro-Harmonix, но с более чистым верхом, и мягким плотным басом.

6550 Tung-Sol — хороша, широкий, плотный спектр, не ярчит, мякгий чистый " спокойный " звук, напоминает EL34/6CA7, из минусов немного нехватает динамики, напора.

KT88 Mullard — прекрасная лампа, частотный спектор сдвинут влево, звучание очень плотное, выделенная нижняя середина, и ненавязчивый чистый верх, хорошая динамика. Хороша для джаза, классической музыки, вокала ( хотя, неплоха и в старом роке).

JJ КТ88/6550 — немного крикливая лампа, черезмерно детальна " хрустит", хороша в не ярких системах, с резиновыми колонками, звучание больше сдвинута вправо (к ВЧ).

KT88 Genalex Gold Lion — пожалуй самый линейный и сбалансированный звук. Чистая открытая, шикарная середина и верха, динамичные, упругие, даже мощные басы. Прекрасная лампа, без частотных перекосов. KT88 Genalex хорошо справляется с любыми музыкальными жанрами, пожалуй уступает лишь только чешским EAT.

KT88 Diamond/6550 EAT (European Audio Team) — для тех кому нравится hi end-овый звук, EAT будут лучше Gold Lion, очень детальные, чистые по звуку лампы ( в некоторых комплектах иногда "немного стеклянит" звук), и хороши все таки для "резиновых" динамиков, или акустики с "темным" звуком. И один большой минус у них — это их цена, а по надежности совершенно сопоставимы с серией Genalex Gold Lion.

KT120 Tung-Sol — Сбалансированное звучание, чистый и открытый звук, плотная середина, мощный бас и шелковистые высокие частоты. Прекрасная лампа, без особых частотных перекосов, может немного больше басовой составляющей. Легко заменяется на КТ88, хотя накал у них отличается (1.5 и 1.7А) но проблем нет.

НО ВСЕГДА НУЖНО УЧИТЫВАТЬ, о токах подбора выходных ламп, при разных значениях тока подбора, лампы будут по разному звучать, в одном усилителе, режиме. Это важно при сравнениях и выборе ламп (пар, квартетов), а особенно когда отбраковка по току подбора. Можно учитывать только те сравнения, где разница не более 20%,

Радиолампы серии 12АХ7 /ECC83 какие лучше, что выбрать.

Радиолампа 12АХ7 Electro-harmonix — имеет хороший гейн, много нижней середины, выраженная верхняя середина, немного мутновата на верхах,на некоторых аппаратах слишком мылит. Хороша для рока.

Радиолампа 12АХ7 Tung-Sol — имеет хороший гейн, очень прозрачный верх и чуть больше низов чем в ЕН, по звуку более мясистая.

Радиолампа 12АХ7 Mullard — имеет хороший гейн, более сбалансированная по всему частотному спектру.

Радиолампа 12АХ7 WA/WB Sovtek (7025)- имеет средний гейн, хорошо звучащая лампа очень даже ничего (у WB гейна и низов чуть больше, чем у WA)

*Радиолампа 12AX7 WC Sovtek- похожа на WA и WB, — по уровню с увеличенным гейном, и по частотному спектру она несколько лучше, чем WA/WB

РАДИОЛАМПЫ NOS ( 50-60 годы) какие лучше, что выбрать.

Sylvania (USA)
Звучит довольно певуче, я бы даже сказал «тягуче», но без патоки. Из претензий: для черного анода на слух ярковата верхняя середина – гитарные соло звучат ярко. Ставлю Pantera, – все так и есть: даже на мультибите и «мягких» Denon фирменная жесткость гитарного усилителя Randall заставляет на риффах бесподобного Дарелла чуть резковата. Нижние частоты ровные, но по глубине проработки претензий нет. К ВЧ никаких претензий. Итог: отличная лампа для желающих приструнить избыточную басовитость тракта без потери глубины проработки НЧ. Думаю, многие предпочтут именно ее для инструментальной и классической музыки.

Raytheon (USA)
С ней очень хорош рок-вокал, особенно женский. Он как-то чуть в отрыве от остального музыкального полотна подается. Не настолько чтобы музыка потеряла в слитности, но достаточно для того, чтобы уделить певцу (певице) особое внимание. Плюс на некоторых композициях возникает ощущение, что вокал дополнительно «обертывается» какой-то чуть заметной, но очень приятной и искрящейся реверберацией… Гитарные переборы тоже очень хороши. А вот быстрая и плотная музыка явно не ее конек. Звучание неутомительное, но и без лишнего «масла». НЧ диапазон не форсирует, но контролирует хорошо. ВЧ мягкие и искрящиеся, даже сравнительно проблемные деноновские ВЧ лампа как-то немного облагородила. Из недостатков — чуть выше уровень фонового шума, чем у остальных. Мда, пожалуй вот ее-то я и недооценивал. Нет, понятно, что врет, но мне такая сладкая ложь нравится. Southern Isolation на ней очень хорошо звучат.

Westinghouse (USA)
Ха! Для теста я слушаю лампы перетыканием и, поставив этот двойной триод, поймал себя на ощущении, что эта лампа замедляет скорость! Сперва подумал, что даже ползунок какой в фубаре случайно дернул и замедлил трек на 10% — вот полная иллюзия этого! Но, что характерно, музыка не сваливается в кашу, она как будто воспроизводится медленнее, а слышно при этом все. Я не знаю, как это объяснить. Вот такой феномен. Выявил это на довольно динамичной и плотной песенке Raindrops+Sunshowers (The Smashing Pumpkins). Озорства ради ставлю Darkthrone. Мееедленный, тягуууучий и слащааавый DAAARKTHROOOONE ))))) Своеобычно конечно, но такой Darkthrone нам не нужен! В сухом остатке имеем плавную, тягучую и даже чуть мутноватую подачу с явно ощутимым окрасом лампы. Но слышно, повторюсь, все. Для мечтательного прокуренного блюза, думаю, будет отлично!

TungSol (USA)
Как глоток свежего воздуха. Фона практически нет. Звук аккуратный но не педантичный. Slayer проглатывается играючи, с динамикой все в порядке. Отмечаю что лампа темная, тарелочки не звенят, довольно естественны. Если прислушаться, можно услышать песочек, и шероховатость и прочие прелести деноновских ВЧ, которые лампа вовсе не стремится приукрасить или замаскировать. А вот НЧ хороши: злобные, шустрые, с хорошим контролем и панчем. Не форсируются, но из записи лампа старательно вытаскивает все. Проверяем – ставим Red Snapper (Brickred). Да, все верно: Деноны начинают просто прыгать на голове, но «бубнежа» нет. СЧ на месте, все слышно, но вокал немного мягкий, не яркий. Просто слушаешь и слушаешь не напрягает.
Будет хороша в том случае, когда нужно задавить яркость, например на металле или электронной музыке, не обремененной чарующим вокалом.

General Electric’s (USA)
Хорошая лампа. Скажу то же, что и про Tung-Sol. Вокал открытый, ВЧ поярче будет. НЧ «качают» и довольно детальны. Для чистоты эксперимента послушал пару композиций Diablo Swing Orchestra (довольно сложный тест) и привычно отметил, что лампа мне весьма нравится. Имею про запас вторую. В своем субъективном рейтинге поставлю ее на твердое второе место после…

RCA (USA, с черными анодами)
В усилителе стоит лампа с черными анодами, играет металл! Весело, быстро и мощно играет. Это одна из лучших ламп для традиционной подачи тяжелого металла и рока. Фундаментальный низ, яркий и агрессивный верх и детальные средние частоты без намека на зажатость. Впрочем, лампа на мой вкус великолепно справляется и с любой другой музыкой. Однозначный Must Have. В загашнике имеется еще одна RCA со светлыми анодами, судя по всему, более поздняя.

Радиолампы или электронные лампы: устройство и виды

Лампы КТ88 Electro-Harmonix, 6SL7 TungSol, Solen FastCaps

Это электровакуумные приборы, действие которых основано на использовании движения электронов в вакууме, происходящем практически без столкновения с атомами газа. Такие электровакуумные приборы называют электронными. Помимо них широкое применение находят электровакуумные приборы, в которых электрический разряд происходит в газе. Такие приборы называются ионными.

Для получения потока свободных электронов в таковых приборах используется явление электронной эмиссии. По ней понимают выход свободных электронов за пределы поверхности материала. Электронная эмиссия возникает под влиянием определенных условий, возбуждающих электроны в материале электрода (катода).

Двухэлектронная лампа (диод) – является простейшим электровакуумным электронным прибором. Он представляет собой стеклянный, металлический или керамический герметически запаянный баллон, из которого выкачан воздух и внутри которого помещаются два электрода – катод и анод. При нагревании катода возникает термоэлектронная эмиссия (испускание электронов при нагреве катода).

Для поглощения газов и улучшения вакуума верхняя часть колбы изнутри покрывается смесью магния и бария, что носит название «геттера». Осветление данного серебристого покрытия свидетельствует о потере герметичности радиолампы, что делает невозможность её дальнейшего применения.

Кроме катода и анода радиолампы могут быть снабжены дополнительными электродами – вторыми анодами и сетками (управляющими, экранирующими). Как было сказано выше, катод является источником электронов. Анод принимает основной поток электронов лампы и может этим потоком управлять.

В трехэлектронной лампе (триоде) – между катодом и анодом помещается третий электрод – сетка в виде переплетения тонких проволочек или цилиндрической спирали, сквозь которую могут пролетать электроны. Сетка в триоде играет очень важную роль, сеё помощью можно управлять электронным потоком, идущим от катода на анод, то есть изменять величину анодного тока, поэтому она называется управляющей. Управляющие свойства сетки основаны на изменении напряжения, приложенного между катодом и сеткой.

В связи с тем, что управляющая сетка расположена ближе к катоду, чем анод, напряжение на управляющей сетке сильнее влияет на величину анодного тока, чем напряжение на аноде. Это позволяет применять триоды в качестве усилительных ламп.

Для уменьшения паразитной емкости между анодом и управляющей сеткой служит вторая сетка – четвертый электрод, применяемый в четырехэлектродной лампе – тетроде. Эта сетка называется экранирующей. Она находится под постоянным положительным напряжением. Не препятствуя движению электронов к аноду, экранирующая сетка уменьшает влияние паразитной емкости между анодом и управляющей сеткой. Если анодное напряжение в некоторые моменты оказывается ниже напряжения на экранирующей сетке, возникает так называемый динатронный эффект – попадание вторичных электронов на экранирующую сетку. Это является существенным недостатком тетродов.

В пятиэлектродной лампе – пентоде – этот эффект устраняется при помощи специальной защитной сетки между анодом и экранирующей сеткой, которая соединена накоротко с катодом. Иногда такую сетку называют пентодной.

Лампы для предварительных каскадов

Двойной триод 12АХ7 Mullard

В основном применяются двойные триоды отечественного производства: 6Н1П, 6Н2П и 6Н23П. Буквосочетание ЕВ означает военную приемку и продолжительный срок службы. Среди российских заводов-изготовителей наиболее известны «Светлана» в Санкт-Петербурге, «Анод» в Дятьково, «НЭВЗ» в Новосибирске, «Рефлектор» в Саратове, «Октябрь» в Виннице, «МЭЛЗ» в Москве, «ОРЗЭП» в Орле, «Восток» в Новосибирске.

В советское время некоторые радиолампы – 6Н2П и 6П14П – выпускались в больших количествах, поэтому их с легкостью можно найти сейчас в местных радиоточках или у старьевщиков-радиолюбителей.

Среди зарубежных популярных триодов чаще всего встречаются 12AX7, ECC83, ECC81, 12AT7, 12AU7, ECC88. Стоимость импортных радиоламп сильно зависит от фирмы-производителя: Electro-Harmonix, Sovtek, Tung-Sol, Mullard, SED.

Зачастую в музыкальном оборудовании разница между импортными и отечественными лампами близка нулю. И сводится только к субъективным оценкам и устоявшимся стереотипам. Когда считается, что 6Н2П – это совок, а вот 12AX7 – фирмА. К сожалению, далеко не во всех устройствах есть переключатель накала с 12 на 6,3 В. Поэтому редко когда есть возможность провести тест «вслепую».

Лампы для оконечных каскадов

Пентод 6П14П

EL84 (6П14П)

Самая широко распространенная и доступная по цене выходная лампа – это EL84 (отечественный аналог 6П14П). Она встречается в бюджетных ламповых комбиках для электрогитары и стерео усилителях для прослушивания аудио. По аналогии с советской маркировкой ЕВ применительно к импортным EL84 есть грейд M (military) – такие радиолампы могут работать при более высоких напряжениях и, соответственно, выдавать больше выходной мощности. Поэтому не следует устанавливать в усилитель простую EL84 вместо EL84M, не удостоверившись в приемлемом анодном напряжении.

В целом, «елки» полностью передают ощущения лампового звука начального уровня. Для домашней игры в квартире комбики с такими лампами, пожалуй, самый практичный вариант. Поскольку запросто можно раскочегарить такой усилок до появления столь характерных четных гармоник, не вызывая при этом эффекта землетрясения в квартире.

Пентод 6П3С

6L6, EL34, KT66 (6П3С)

Лампы данной категории имеют большие баллоны и абсолютно взрослый округлый ламповый звук, который на порядок выше предыдущей категории. Эти радиолампы имеют долгую историю и находят широкое применение в профессиональных аудиосистемах для прослушивания аудио и гитарных усилителях. Стоимость которых начинается от 50 тыс. рублей, как минимум. Если это не кустарный самодел, естественно.

Впрочем, собрать двухтактный аппарат (push-pull) на 6П3С можно по цене раза в два дешевле указанной стоимости, львиную долю которой будет составлять корпус и трансформаторы, нежели вся остальная начинка, включая сами лампы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *