Электромоторы для надувных лодок: разновидности, обзор, сравнение
Моторные лодки – прекрасный вариант для перемещения по водной глади, особенно в целях рыбной ловли. Рыбаками используются суда и с бензиновыми двигателями, и с электромоторами. Последние, конечно, не обеспечат вам больно высокую скорость перемещения, однако электрические моторы обладают своими достоинствами.
Главное преимущество электромоторов – это бесшумность. Данная характеристика бывает весьма важной в рыбалке, когда к перспективному месту нужно подобраться как можно тише.
К примеру, тихое перемещение может быть очень кстати при ловле осторожного жереха или же щуки, застывшей в зарослях на мелководье. Шанс спугнуть рыбу, перемещаясь на лодке с бензиновым двигателем, очень велик.
Электромотор для троллинга
Крайне актуален электрический мотор в случае троллинговой ловли. В троллинге скорость лодки и шум при перемещении играют значимую роль.
Зачастую требуется медленный и тихий ход судна, что с применением бензинового мотора обеспечить довольно сложно. А вот заплыв на лодке с электромотором позволит бесшумно перемещаться в медленном темпе, организовывая при этом привлекательную для хищников проводку.
Сравнение бензинового и электрического моторов
Скорость лодочного электромотора
Скорость лодки с электромотором зависит от нескольких факторов: тяговой силы, загруженности и габаритов судна, заряженности аккумулятора.
В целом, большинство лодок, оснащенных электромотором, двигаются со скоростью в 5-6 км/ч на 5-ой передаче.
При таком сплошном ходе аккумулятор продержится 1-2 часа.
При плавании на меньшей скорости заряда аккумулятора хватит на большее время. Встречный ветер и течение могут существенно повлиять на скорость лодки.
Самым известным и надежным производителем электромоторов для лодок является фирма Minn Kota, также она продает аккумуляторы, крепежи и прочее оборудование для моторов.
Обзор лодочного электромотора
Управление электромотором
Управлять лодкой с электромотором очень просто. Все электрические двигатели для водных судов имеют одну ручку, на которой легко фиксируются 5 скоростей переднего хода, 1 или 3 скорости заднего хода и стандартное нейтральное положение.
Регулятор скорости электромотора
Имеются и правила переключения скоростей, но они несложны и в целом стандарты.
Нельзя переключаться, к примеру, с первой скорости сразу на четвёртую или пятую.
Переключение осуществляется постепенно, с небольшими паузами.
По большому счёту при резком переключении сам механизм мотора может и не пострадает, но аккумулятору такие действия точно не понравятся.
Для комфортного перемещения с небольшими расходами заряда аккумулятора подойдут 2-3 скорость.
Электромоторы с регулировкой оборотов
Некоторые новые модели электромоторов обладают встроенной системой регулировки оборотов винта. При наличии такой системы резкое переключение с низкой скорости на самую высокую всё равно будет осуществлено плавно, и аккумулятор не пострадает от перепада нагрузки.
Аккумуляторы для лодочного электромотора
Все электродвигатели оснащаются специальными индикаторами, уведомляющими владельца об уровне заряда аккумулятора. Полная разрядка никаких негативных последствий для аккумулятора не несёт, вот только для последующей зарядки требуется специальное устройство, подающее импульсивный ток.
При выборе аккумулятора возникает закономерный вопрос касательно подходящей модели. Так, можно использовать и аккумулятор из автомобиля, однако стоит знать, что на моторной лодке расход энергоресурсов будет значительно больше.
Гелевые аккумуляторы для лодочных электромоторов
Конечно же, существует и категория специальных аккумуляторов, предназначенных для использования именно на водных судах. Такие модели способны достаточно долго работать, не теряя изначальных свойств при повторной зарядке. Обеспечивается это благодаря использованию специального геля, а не привычной аккумуляторной жидкости.
Гель в аккумуляторах характеризуется большей вязкостью и выделяет крайне малое количество газа при зарядке.
Емкость лодочных аккумуляторов
Важная характеристика всех лодочных аккумуляторов – их ёмкость, измеряемая в A/h (ампер/час). Логично, что чем больше емкость, тем дольше аккумулятор будет работать. Сам же расход электроэнергии зависит от мощности мотора и скорости перемещения.
ТОП-5: обзор лодочных электромотором, преимущества и недостатки, цена
У рыбаков наиболее распространенным средством передвижения являются надувные лодки, на которые установлен лодочный электромотор, поскольку большие расстояния преодолевать на веслах достаточно тяжело.
Конечно, есть еще моторы бензиновые, которые хороши для больших расстояний. Поэтому каждый рыбак решает вопрос, какой лучше купить мотор – электрический или топливный.
Разберемся, какие плюсы характерны для моторов лодочных электрических и минусы.
Достоинства моторов электрических
К ним относят:
- малошумность в сравнении с аналогами, работающими на бензине;
- плавность, обеспечиваемую в любом режиме стабильностью числа оборотов, что очень кстати, когда по воде двигаются с минимальной скоростью;
- малый вес, облегчающий транспортировку плавсредства;
- надежность. Срок эксплуатации электродвигателей выше, чем у бензиновых аналогов благодаря меньшему количеству деталей;
- простота настройки, позволяющая управлять лодкой легко;
- экологичность – один из основных факторов в наше время, позволяющий сохранить окружающую среду;
- использование аккумуляторов, питающих двигатели, заряжать которые не составляет труда. Все, что нужно для этого – немного времени и обычная розетка;
- доступная стоимость.
Минусы
Их меньше, но, к сожалению, они есть:
недостаточная мощность электрического мотора для лодки ограничена небольшими размерами двигателей. Хотя развиваемую лодками с моторами электрическими скорость малой не назовешь, она отстает от бензиновых;
ограниченная автономность работы. Составляет она 3-5 часов;
невозможность пополнения энергией вдали от цивилизации. Этот недостаток доставляет наибольшее неудобство для рыбаков. Использование автогенератора проблему не решает.
Конструктивные особенности
Состоит лодочный электромотор из:
электрической схемы управления, совмещенной, как правило, с румпелем. Последний снабжен телескопической ручкой (почти всегда), чтобы удобнее было производить настройку и контролировать без усилий все режимы. Лодочные электрические моторы в основном имеют от 4 до 5 скоростей для передвижения назад и 2-3 задних, функционирующие в реверсном режиме;
собственно двигателя, который опускается под воду. Продолжением последнего является винт, соединенный с ротором. Такая конструкция делает мотор простой конструкцией, которой не нужно большое количество передаточных деталей, подвергающихся в процессе эксплуатации износу. В данном случае может возникнуть необходимость в замене единственной детали –токосъемных щеток.
С электроникой электромотор для лодки соединяется с помощью штанги, регулируемой по глубине погружения, что дает преимущества при движении по мелководью. Есть у нее и иными достоинствами: для их изготовления применяют специальные металлы, отличающиеся гибкостью и не позволяющие приспособления при столкновении с подводными препятствиями получать значительные повреждения.
Электромоторы лодочные запускаются единоразовым нажатием тумблера, что занимает гораздо меньше времени, чем нужно для пуска топливного агрегата. Скорости переключать можно как в ручном, так и в ножном режимах. Рыбакам это важно, поскольку руки остаются свободными.
Работа электромоторов лодочных основана на функционировании реечного механизма, подсоединенного при помощи кабеля к педали, и позволяющего изменять скорость и направление движения плавсредства нажатием ноги. При этом, управлять можно, находясь в любом месте.
Некоторые компании (Minn Kota, например) пошли еще дальше, снабдив лодочный мотор беспроводным пультом управления.
Как выбрать лодочный электромотор
Прежде, чем купить мотор для лодки, важно определиться с тем, в каких условиях она будет использоваться.
Важным критерием выбора является мощность, зависит которая от размеров лодки и грузоподъемности, т.е. она возрастет, если увеличивается вес лодки.
Скорость почти у всех моделей одинакова и составляет 5-7 км/ч. Но переключение передач разное: плавное позволяет выбрать точнее скорость. Однако его схема более сложная, значит, и менее надежная в сравнении с переключением дискретным.
Обратить внимание рекомендуется еще на один показатель – массу лодочного мотора электрического, которая важна при транспортировке. Популярные модели имеют массу 5-12 кг.
Ниже приводится ТОП-5 наиболее популярных моделей.
ТОП-5: Moratti Buddy 34
Вес электромотора для лодки ПВХ лежит в пределах 300-1200 кг. Мощность его 0,52 лошадиных силы. Он идеально ведет себя на мелководье благодаря двум лопастям и винту, на который не наматываются водоросли.
Рассчитан он на 5 передач передних и 2 задние, позволяющих разворачиваться быстро и в нужном режиме заниматься троллингом.
Опасаться, что заряд батареи, приобретаемой отдельно, закончится в центре водоема не стоит, потому что, этого не допустит встроенный индикатор зарядки. Фиксируют лодочный мотор надежно с помощью кронштейна на транце лодки ПВХ и закручиваемых до нужной позиции винтами.
Работает двигатель практически бесшумно, поэтому рыбу не распугает и можно надеяться на хороший улов.
Удобное управление обеспечивает телескопическая конструкция рампеля, способного приниматься наклонное положение.
Технические параметры
- Потребляемый ток (максимальный) – 0,52 л.с.;
- Батарея – 12В (не входит в комплектацию);
- Румпель выдвижной для управления регулируется по вертикали — +/- 30;
- Величина ноги -78,7 см;
- Длина лодки ПВХ – 400 см;
- Скоростей – 7 (2 задние, 5 передних);
- Подъем двигателя – ручной;
- Масса – 8 кг;
- Вода – морская;
- Размеры с упаковкой – 1120х560х185 мм.
Купить
ТОП-4: Haswing Osapian 30lbs
Основные параметры
- Тип – электро;
- Мощность – 0,42 л.с.;
- Наибольшие оборот -1200 в минуту;
- Дейдвуд длиной-770 мм;
- Тяга – 13,4 кг;
- Управление – румпель;
- Вес лодки и мотора -250 и 6,8 кг;
- Длина – 420 см;
- Скоростей -8 (передних 5, задних – 3);
- Ток потребляемый -26А;
- Подъем мотора с регулируемым углом наклона – ручной;
- Лопастей – 2;
- Номинальный ток и напряжение -26А и 12В;
- Длина штанги max-770мм;
- Грузоподъемность максимальная -250 кг;
- Габариты собранного мотора -164х375х1085;
- Вес -7 кг.
- Вода – соленая и пресная.
Обзор
Купить китайский лодочный электромотор для пресных водоемов, устанавливаемый на большую часть лодок ПВХ, рекомендуется тем, кто занимается троллингом и нуждается в компактном, бесшумном и легком вспомогательном моторе лодочном.
Тяга, развиваемая моделью, рассчитанной на транцевое крепление, достигает 13,4 кг. Винт у него пластиковый двухполосной.
Комплектация
Помимо мотора лодочного, в комплект вошли винт и инструкция.А также необычайно популярным лодочным электромотором Osapian комплектуются нержавеющие и композитные катера, длиной до 4 метров. Его считают конструкцией, удачно сочетающей качество, стоимость и технические возможности.
Для отслеживания заряда батареи предусмотрен индикатор на светодиодах, удобство при транспортировке обеспечивается за счет съемного киля и невысокого веса -6,8 кг.
Тяга достигает 0,42 «лошадок», дейдвуд регулируемый, как и винт, опускаемый на нужную глубину.
Румпель с возможностью регулировки высоты в длину составляет 350 мм. Для удобного управления он еще способен наклоняться в интервале 0 — 110 градусов. Руки четко фиксируются благодаря прорезиненной рукоятке.
В относительно недорогом м лодочном электромоторе с отличной репутацией использованы высококачественные материалы и передовые технологии, благодаря чему его качественные и эксплуатационные характеристики заслуживают высокой оценки. Каждый мотор лодочный проходит предпродажную проверку и стендовые испытания.
Двигатели лодочные с небольшим весом и совершенными параметрами техническими – самые популярные в водомоторной технике и пригодны к использованию там, где обычные не могут использоваться – в запретных водоемах, среди обилия водорослей и на мелководье. Незаменимы они для троллинга.
Несмотря на модернизацию лодочного электромотора, управлять ими по-прежнему просто благодаря регулировке винта по заглублению, изменению наклона струбцины транцевой и высоты дейдвуда, настраиваемой произвольно.
Выбор лодочного электромотора
Лодочный электромотор – полезное приобретение, которое значительно расширяет возможности использования плавсредства. Такой мотор на надувной или пластиковой лодке, байдарке или катере позволяет бесшумно перемещаться по водоему, наслаждаясь прогулкой и не распугивая добычу. Он отлично подходит для рыбной ловли на спиннинг и по методу троллинга.
Чаще всего электромотор на лодке используется в дополнение к мощному бензиновому мотору. Его мощь выручает при необходимости быстрого перемещения на значительные расстояния, при сильном встречном ветре и движении против течения. Но в условиях, когда тишина и маневренность важнее большой скорости, на помощь приходит электрический мотор.
По мощности он уступает бензиновому, но выигрывает у него по экологичности, бесшумной работе и широким возможностям использования. В частности, он отлично подходит для спокойного отдыха на водоемах, хождения на мелководье и ловли рыбы «на дорожку». При спокойном ветре такой мотор может использоваться вместо якоря.
Дополнительные преимущества
- легкий вес – около 10 кг;
- компактность;
- быстрый и уверенный запуск;
- простая настройка и удобное управление;
- нетребовательность в эксплуатации и обслуживании;
- цена – примерно вдвое ниже по сравнению с бензиновыми агрегатами;
- надежность – благодаря меньшему количеству деталей;
- маневренность лодки и плавный ход без рывков;
- возможность перемещения по мелководью, вдоль берега, у камыша и в водоемах с обилием водорослей;
- безвредность для окружающей среды;
- бесшумное передвижение по руслу без весел – без создания волн и всплесков на воде;
- возможность использования на водоемах, где запрещено пользоваться бензиновыми моторами, и в период нереста.
Лодочные электромоторы: обзор по типам
С учетом месторасположения на лодке, байдарке, катере или другом судне, можно выбрать лодочный электромотор подвесного, носового или навесного типа. Самые популярные – подвесные модели. Они фиксируются резьбовыми зажимами на транце, рядом с основным двигателем. Носовые модели размещают на монтажной платформе на баке судна. Навесные устройства размещаются на кавитационной плите основного двигателя и управляются пультом ДУ.
По используемому методу управления электромоторы для лодок бывают румпельными, ножными и с пультовым ДУ. У румпельных моделей есть рычаг, который используется для ручного переключения передач, регулировки оборотов, поворачивания мотора и изменения направления хода.
У ножных моделей предусмотрена педаль, выполняющая функции «газа» (дросселя). Нажатием на педаль выбирается нужная передача, меняется направления, выполняются повороты. Этот метод управления особенно актуален для спиннингистов. Иногда для смены направления движения применяется отдельное рулевое управление.
Пультовое управление используется на электромоторах премиум-класса для больших лодок, катеров и яхт.
Характеристики
При выборе лодочного электромотора учитываются:
- Тяга – указывается в фунтах силы (lbs или lb, 1 фунт ≈ 0,453 кг силы). Ее значение выбирается с учетом массы плавсредства вместе со снаряжением. Например, для перемещения лодки массой 500 кг нужно тяговое усилие 33 фунтов, а для судна на 1000 кг – до 45 фунтов.
- Мощность – указывается в лошадиных силах или ваттах. Непосредственно влияет на величину тягового усилия. Обычно бывает от 0,3 до 1 л.с. Выбирается в зависимости от размеров плавсредства и условий его применения.
Длина лодки
Водоизмещение
Какая мощность подойдет?
до 0,5 л.с. или до 370 Вт (электромоторы с тягой 30–34 lbs, весом 6–8 кг)
до 0,7 л.с. или до 510 Вт (моторы с тягой 37–45 lbs, весом ≈ 8 кг)
от 0,81 л.с. или от 600 Вт (электромоторы с тягой 45–55 lbs, весом 11–15 кг)
Примечание: 1 л.с. = 735,5 Вт, 1 кВт = 1,3596 л.с.
- Рабочее напряжение – у большинства моделей составляет 12 В. Но есть и более мощные агрегаты на 24 В, например, троллинговый электромотор Hong Xing HX-86L. Он имеет тягу 86 фунтов и мощность более 970 Вт.
- Ток, потребляемый при максимальной нагрузке – он важен при выборе АКБ и влияет на время ее автономной работы на 1 заряде.
- Принцип регулировки скорости – кроме классического переключения передач, возможна плавная настройка скоростного режима с использованием цифрового вариатора. Плавная настройка особенно удобна при рыбной ловле троллингом, т.к. позволяет точнее настроить скорость перемещения приманки. Но дискретное переключение передач считается более надежным, т.к. имеет более простую схему.
- Вес – зависит от особенностей конструкции и рабочих характеристик мотора. Бывает от 3 до 15 кг, но наиболее популярны модели с весом от 6 до 10 кг.
- Длина вала (штанги, ноги, дейдвуда) – выбирается с учетом высоты транца плавсредства. Бывает от 600 до 1350 мм. Например, для надувной лодки с высотой транца в пределах 400 мм подойдет мотор с длиной вала 600–760 мм. Если же электрический движок будет использоваться на пару с бензиновым «братом», подойдут модели с длиной ноги 750–1050 мм. Чтобы настраивать глубину погружения винта в зависимости от условий водоема, выбирайте мотор с регулируемой длиной вала.
- Функционал – наличие металлической струбцины, телескопический румпель с возможностью регулировки длины для комфортного и безопасного управления судном, индикатор заряда АКБ со звуковым сигналом, блокировка непланового запуска, плавная настройка скорости и т.д. Аппараты с полезными дополнительными опциями дороже, но часто именно они лидируют в рейтингах электромоторов для лодок.
- Цена – зависит от рабочих характеристик модели, ее конструктивных особенностей, дополнительных функций, страны и бренда производителя. Средний ценовой диапазон – от 20 до 40 тысяч рублей. Обычно такие модели имеют телескопический поворотный румпель, плавное переключение передач, ручное или ножное управление, мощность 300–900 Вт, тягу 26–86 фунтов.
Развиваемая скорость практически у всех лодочных электромоторов идентична и составляет 5–7 км/ч. Небольшая скорость в сочетании с отличной маневренностью делает их незаменимыми на маленьких водоемах, мелководье и заросших участках. Лодочные электромоторы выручают при подходе к укромным местам лова, рыбалке на спиннинг, троллинге хищников и во многих других ситуациях, когда мощь, большая скорость и гул бензинового мотора неуместны.
Вместо бензина – тяговый аккумулятор
Для автономного питания троллингового электромотора нужна тяговая аккумуляторная батарея. Она накапливает электроэнергию, заряжаясь от обычной розетки, а затем отдает накопленные запасы на питание электрического мотора и другого бортового оборудования. Для стабильной работы электромотора нужна именно тяговая АКБ:
- рассчитанная на длительную работу в циклическом режиме заряд-разряд;
- устойчивая к глубоким разрядам и химической деградации;
- адаптированная к жестким условиям эксплуатации;
- имеющая большой запас емкости при скромном весе;
- удобная и безопасная в использовании.
Лучшие тяговые аккумуляторы для лодки или катера – литий-железо-фосфатные АКБ (LiFePO4) в герметичном исполнении. Они имеют высокую удельную емкость, поэтому при равной способности накапливать электроэнергию оказываются примерно втрое легче свинцово-кислотных АКБ.
К тому же, LFP батареи обеспечивают стабильную токоотдачу, не боятся глубоких разрядов, температурных скачков, тряски и вибраций. Ударопрочный защитный корпус оберегает батарею от повреждений и воздействия влаги. Встроенный индикатор заряда позволяет четко отслеживать остаточный запас емкости и учитывать его при планировании маршрута.
Выводы
Выбор хорошего лодочного электрического мотора – посильная задача, но при ее решении обязательно нужно учитывать параметры лодки и условия ее использования. При расчете тяги электромотора обязательно учитывают длину лодки, ее массу в снаряженном состоянии, наличие и скорость течения на водоемах, где планируется ее использование.
После выяснения необходимого значения тяги выбор значительно упрощается. Нужно просто выбрать среди моделей с подходящим тяговым усилием ту, которая устроит вас и по остальным параметрам. Среди них наиболее важны: способ крепления, метод управления, длина вала, для румпельных моделей – наличие телескопического поворотного румпеля. Кроме технических характеристик, важна общая надежность конструкции, прочность и легкость используемых материалов.