Доска для серфинга с подводным крылом как называется
Вы когда-нибудь видели, как сёрфер не просто едет по волне, а словно летит над ней на доске, совершенно не касаясь поверхности? Если нет, то сначала посмотрите, а потом читайте дальше:
Впечатляет, правда? Что же это за приспособление такое, которое позволяет лететь надо волной? А это сёрфборд с подводным крылом или Гидрофоил.
Как работает гидрофоил
Гидрофоил – это сёрфборд, у которого вместо финов прикреплена массивная конструкция, так называемое подводное крыло. Оно работает по тому же принципу, что и крыло самолёта, потому так и называется. Благодаря специальной форме горизонтальной части крыла, вода обтекает его сверху быстрее, чем снизу, из-за чего создаётся разность давлений – снизу больше, сверху меньше. О великая физика, не зря тебя учат в школе: крыло начинает выталкиваться водой вверх, причём чем выше его горизонтальная скорость относительно воды, тем больше разница давлений и, соответственно, подъёмная сила. В общем все как у самолёта. Выталкивающая сила настолько велика, что легко поднимает над водой не только саму доску, но и стоящего на ней сёрфера.
Фото подводного крыла гидрофоил
Как катаются на гидрофойл доске
Как выглядит процесс катания вы уже поняли из видео – одним словом великолепно. Но давайте немного углубимся в детали. То, что обычный, классический сёрфер скользит по поверхности воды вовсе не означает, что движется только поверхность. Волна имеет толщину и вся находящаяся в ней масса воды перемещается в пространстве. Аналогично тому, как поверхность воды толкает лежащий на ней сёрфборд, её внутренняя часть толкает погружённое в волну подводное крыло, оно разгоняется, выталкивая сёрфера вверх. Ну а дальше происходит всё то же самое.
Фото сёрфера, «летящего» надо фолной на доске гидрофоил
Другой вопрос, как на этой доске волны ловить? Оказывается, так же, как на обычной – лёжа на животе и разгребаясь руками. Пришлось, кстати, пересмотреть очень много видео, чтобы это выяснить, почему то большинство клипов про гидрофоил начинается с момента, когда сёрфер уже стоит на доске. Впрочем, ребят, катающихся на доске с подводным крылом наравне с рядовыми сёрферами не так уж и много, вероятно, потому, что самые незабываемые ощущения на этой доске ловишь на другом поле – на больших волнах!
Фото серфера на идрофоил доске на большой волне
Где катаются на гидрофоил
Большие волны – это особенный вид сёрфинга, который несколько напоминает сноуборд. Под тобой вырастает огромная водяная гора, по которой ты несёшься с бешеной скоростью. Самые большие волны сёрферы ловят с помощью джетов, так как махины больше 8-10 метров в высоту практически невозможно разгрести руками. И вот тут-то и выходит на сцену гидрофоил, ведь удобнее всего на нем стартовать как раз при помощи джета. Приделав специальные крепления, сёрфер пристёгивается к доске и держится за фалд, джет тянет его, горизонтальная скорость доски относительно воды растёт, крыло начинает работать! Без сомнений, плавный полёт над огромной, растущей наклонной плоскостью большой волны впечатляет невероятно.
Фото серфинга на гидрофоил: больше волна — больше скорость — больше уовольствия
Ещё на гидрофойл доске катаются на волнах за катером, они тоже неплохо толкают крыло, хотя и послабее обычной океанической волны. Ради тренировки, сёрферы катаются на гидрофоиле и по плоской воде. Но поскольку силу трения никто не отменял, а без волн вода сама по себе подводное крыло не толкает, по плоской воде его приходится постоянно разгонять. Например тем же джетом, или же кайтом. По крайней мере так было до недавнего времени. В 2017 году компания Liftfoils из Пуэрто-Рико разработала электронный гидрофоил с собственным двигателем, на котором можно «летать» самостоятельно, без волн и без лебёдки. На такой доске моно часами развлекаться хоть в озере, хоть в реке, подойдёт любой водоём.
Фото сёрфера на гидрофоил, который разгоняется кайтом
Пока что встретить сёрфера на доске с подводным крылом – большая редкость. Мало того, что это сложная в управлении, так ещё и очень недешёвая штука, даже без мотора. И, кстати, гидрофоил в разы опаснее обычного серфа: железная «палка» на которую крепится, собственно, подводное крыло, тоже изготовлена определённой гидродинамичной формы, с одного края у неё жёсткое тонкое ребро, которое может стать причиной очень серьёзной травмы. Так что с гидрофоилом лучше не падать рядом. А в остальном – ну кто из вас не хотел бы «полетать» над волнами? Желаем, чтобы однажды это желание сбылось и принесло массу радости! А пока – тренируемся в обычном сёрфинге, ведь чтобы покататься на гидрофоиле, надо в принципе уметь кататься!
Летящие над водой: что такое гидрофойл и почему это круто
Начиная с 60-х годов прошлого века гидрофойлы начали прикручивать ко всему, что попадалось под руку. Культовый советский журнал «Катера и яхты» вовсю обсуждал схемы подводных крыльев для парусных яхт, а инженер-аэронавигатор из Массачусетса Уолтер Вудвард запатентовал водные лыжи на подводных крыльях, а затем доску, акваплан и катамаран с гидрофойлами. Фотографии причудливых водных снарядов обошли все научно-популярные журналы мира, сами устройства были показаны на некоторых водных шоу, и на этом интерес к ним тихо сошел на нет: конструкция из нержавеющей стали была тяжелой и плохо управляемой.
Планер для серфа
Настоящий прорыв в фойлинге произошел благодаря французским кайтерам, которые упорно пристраивали подводные крылья к серфам и кайтбордам. «В отличие от подводных крыльев для больших судов и гоночных яхт, гидрофойлы для серфов имеют довольно простую и надежную конструкцию, – поясняет знаменитый российский разработчик кайтов и гидрофойлов Роман Любимцев. – Практически это маленький планер с передним несущим
и задним стабилизирующим крылом на обтекаемой "ноге" или мачте, причем не требующий точности в изготовлении.
Первые гидрофойлы для кайта делали из дерева и фанеры, ламинированных стеклотканью, или выфрезировывали из алюминиевых сплавов». Любой гидрофойл более-менее подходящего размера будет летать над водой, уверен Роман. Первый свой гидрофойл Роман с товарищем спроектировал и собрал всего за неделю. Сегодня основные материалы для изготовления подводных крыльев – углепластики и алюминий, хотя вовсю применяется и старая добрая фанера, усиленная углетканью. Топовые фойлы делают по вполне космическим технологиям из препрега, запекая готовое изделие в автоклаве. Зачастую крылья и фюзеляж выполнены в виде одной детали в комбинированной матрице, вес такой модели составляет всего 2,5–3 кг. Иногда фюзеляжи, где важно обеспечить минимальное сечение, изготавливают из закаливаемой нержавеющей стали и высокопрочных алюминиевых сплавов типа В95Т. Во фрирайдовых моделях, где не так важна жесткость, применяют горячее или холодное формование из мультиаксиальной (разнонаправленной) угле- и стеклоткани – получаются гидрофойлы с оптимальными свойствами и разумной ценой. Самые простые и дешевые фойлы производят из алюминиево-магниевых сплавов (мачта и фюзеляж). Крылья могут быть из фанеры/стеклопластика или стеклотекстолита. Конечно, такие модели значительно тяжелее и медленнее своих гоночных собратьев.
Что такое Вингфойл?
Итак, Вингфойл — самая модная новинка водно-ветровых видов спорта, буквально взорвавшая в 2019 году социальные сети большинства радикальных ветрорайдеров от Кай Ленни (Kai Lenny), обычно катающегося на Гаваях, до Радикуло (Balz Muller), предпочитающего родные озера Швейцарии.
Как устроен вингфойл и почему он стремительно завоевывает популярность, заставляя кайтеров, виндсерферов, классических серферов и даже радикальных поклонников САПсерфинга положить свое привычное оборудование в дальний угол гаража и пойти в очередной раз учиться чему-то непривычному?
Как следует из названия, вингфойл состоит из двух основных частей – из крыла (wing), которое райдер держит в руках, и из доски с подводным крылом, на которой он стоит. Крыло и доска не имеют механического крепления друг с другом.
Крыло, как и большинство современных кайтов, используемых на воде, имеет надувной передний баллон, а также средний баллон с рукоятками (мягкими петлями) для рук или с жесткой поперечной штангой, напоминающей половинку гика у паруса виндсерфинга. В отличие от купола кайта, которому важно сохранять С-образную форму, крыло вингфойла больше похоже на крылья гигантской бабочки, которую вы двумя руками схватили снизу за туловище. При катании в сильный ветер или при прыжках (да, да, на вингфойле уже прыгают сальто, вращения на 180-360-720) две стороны крыла вингфойла слегка меняют форму и сбрасывают лишнюю тягу. В то же время сильно накачанные передний и средний баллоны (или жесткая штанга) задают крылу постоянную форму передней кромки, натяжку ткани «крыльев» справа и слева от центрального баллона и придают необходимую жесткость для контакта с руками райдера.
Доска с подводным крылом, на которой стоит вингфойлер, состоит из корпуса объемом от 70 до 200 литров, к которому с нижней стороны прикреплена узкая плоская «мачта», к которой, в свою очередь, снизу крепится собственное большое подводное крыло и небольшой стабилизатор. По аналогии с самолетом, продольная планка, соединяющая подводное крыло, подводную мачту и стабилизатор, получила название «фюзеляж». Доска, подводная мачта, крыло, стабилизатор и фюзеляж имеют массу модификаций под разные ветровые и волновые условия, уровень катания райдера и т.д. В отличие от похожих фойлдосок для кайтфойла или вейкфойла, доски для вингфойла, как правило, имеют достаточный объем, чтобы райдер мог стартовать на них без помощи крыла. Хотя уже зимой 2020 года производители досок представили для радикальных райдеров модели сверхмалого литража.
Преимущества вингфойла.
Во-первых, это красиво!
Кроме шуток, красивых фото катающихся вингфойлеров достаточно много в соцсетях, так как снаряжение для этого спорта абсолютно соразмерно человеку. Вы пробовали сделать хорошее фото кайтсерфера, чтобы в кадр попал и райдер, и купол, и это было не на пляже, а на воде? Те, кто пробовал, понимают, что это практически невозможно. С виндсерферами фотографу проще, но они обычно слишком далеко от берега и парус все равно больше человека в 3 раза. Серфинг дает прекрасные кадры волны, но яркости для картинки нет, так как у райдера нет оборудования кроме доски. Вингфойл – совсем другое дело. Он одинаково фотогеничен и на берегу, и на воде за счет яркого крыла и доски, летящей над водой.
Во-вторых, это компактно.
Комплект из надувного крыла, доски и подводного крыла помещается в три небольшие сумки, собирается и разбирается за 10-15 минут и легко помещается в багажник любого автомобиля. А с 2020 года производители делают надувные доски для вингфойла по САП-технологии, что позволяет убрать в багажник доску любого объема.
В-третьих, и это самое главное: со спортивной точки зрения фингфойл тоже имеет массу преимуществ.
Ветровые и волновые условия для занятий вингфойлом имеют широчайший диапазон, не доступный ни виндсерфингу, ни кайтсерфингу. Выход на глиссирование может осуществляться не только за счет тяги крыла, но и за счет пампинга – раскачки доски ногами. Эту технику еще в 2013 году для фойлдоски придумал и внедрил небезызвестный в серфовом мире райдер Кай Ленни, а сейчас ее используют все катающиеся. В соцсетях можно найти массу видео, когда при уменьшении ветра вингфойлер возвращается на волну только за счет техники пампинга. При движении с крылом против ветра, вингфойл режется к ветру гораздо острее, чем виндсерфинг или кайт, что позволяет существенно экономить силы райдера. Вингфойл не требует серьезной физподготовки, а техника управления крылом отрабатывается на берегу за пару уроков. С техникой работы на доске сложнее, но тут помогают школы вингфойла. И, несмотря на то, что вингфойл требует хорошей координации, за несколько уроков в школе вингфойла ученик, как правило, осваивает базовую технику.
Обучение вингфойлу и безопасность
Как и в любом другом водном виде экстремального отдыха, вы должны отдавать себе отчет, что обучение будет сопряжено с риском падений в воду и на оборудование, поэтому при обучении вингфойлу надо соблюдать несколько простых, но важных правил.
- При обучении на начальном этапе даже в очень теплой воде всегда использовать гидрокостюм, гидротапочки, спасательный жилет и жесткий шлем. Почти все детали подводного крыла вингфойла обладают острыми кромками, а само крыло, как правило, шире, чем доска, к которой оно крепится. Поэтому при падениях и залезании обратно на доску есть вероятность порезов, от которых частично спасают гидрокостюм и гидротапки.
- Учиться в школе или на серфстанции, в которых есть программа обучения «от простого к сложному» и линейка оборудования, позволяющая быстро прогрессировать при любых ветровых условиях.
- Отдельно освоить на берегу технику управления крылом (вингом), в том числе движения руками и телом при поворотах и смене галсов.
- При обучении на воде первым делом освоить правильную технику падения/спрыгивания с доски и безопасного захода в воду через прибой (если он есть).
- Если вы до этого не катались на фойл досках (например, на вейкфойле, кайтфойле или САПфойле), то очень важно сначала освоить катание на фойлдоске за катером, гидроциклом или за реверсивной лебедкой без крыла в руках, так как катание на фойлдоске радикально отличается от всего, что вы пробовали до этого.
С 2021 года вы можете научиться вингфойлу по программе АВС в Акватории Лета в Ейске и Завидово.